«Праздник со слезами на глазах…»
Приближается 75-летняя годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Слезы радости и скорби сдавливают горло. Мы вспоминаем мужество и волю каждого воина и всех тех, кто оставался в тылу, гордимся ими. В возрасте 75 лет не стало моего отца — Купрюшкина Алексея Федоровича.
Родился он в Большой Глушице 24 марта 1926 года в родовом поместье Купрюшкиных — в уникальном природном уголке близ реки Большой Иргиз на улице Дачной, где за ухоженными огородами, высокими ветлами синело глубокое озеро Огибное с красивыми цветами и камышом. Перед домом протекала река детства, вся покрытая белоснежными лилиями и желтыми кувшинками. По ночам в высоком небе сияли яркие звезды, как алмазы, а родной деревенский воздух был особенным и им невозможно было надышаться.
Все это было до войны. Семнадцатилетним пареньком он ушел добровольцем на фронт. 23 февраля 1943 года принял военную присягу с присвоением воинского звания — младший сержант. Чуть ранее, провожая сына, мать, Евдокия Семеновна, и отец, Федор Михайлович, — участник Первой мировой войны, благословили его. Федор Михайлович вспоминал тогда жуткие бои на границе с Польшой с «австрияками» и гиблые клюквенные болота. Он гордился Георгиевским крестом.
Сам Алексей Федорович участвовал в войне в составе 732 стрелкового минометного полка, был командиром отделения (минометчики 82 мм и 120 мм минометов). В боях получил тяжелое ранение в поясницу 2 февраля 1945 года при штурме Кенигсберга в Восточной Пруссии. На следующее утро его должны были отправить на высшие курсы командиров. Сквозная пуля прошла через позвоночник. Впоследствии на протяжении всей жизни он носил с собой эту память о войне.
День Победы встретил в военном госпитале города Рыбинска Ярославской области. А уже 9 мая ему вручили медаль «За Победу над Германией». Также награжден медалями, орденами Отечественной войны I и II степени. Его имя навеки занесено в областную «Книгу Памяти».
Еще до войны успел окончить курсы трактористов. Позже, вернувшись с фронта домой, работал в колхозе имени Сталина (колхоз имени Фурманова), затем механизатором в МТС. Долгое время трудился механиком. У него было много «учеников», практикантов из СХИ, в числе которых Е.Н.Сорокин.
Также в колхозе работал управляющим отделением и заведующим гаражом, продолжал трудовую деятельность даже выйдя на заслуженный отдых. Каждое лето его приглашали начальником тока во время уборки колхозного урожая пшеницы и ржи.
В 40 лет окончил заочно Усольский сельскохозяйственный техникум. В семье радовались получению дипломов, поскольку к нему прибавился и мой после окончания Ульяновского государственного педагогического института факультета дошкольной педагогики и дошкольной психологии.
Алексея Федоровича любили и уважали все, кто с ним работал. Он был человеком кристальной чистоты и честности, добрым, сам уважал, любил и ценил людей. А еще слыл замечательным семьянином, любил нас, четверых детей. Уважал и ценил нашу маму, Александру Федоровну, награжденную медалью «Дети фронта». Последние 20 лет, перед уходом на заслуженный отдых, она работала главным бухгалтером в аптеке №152. Родители прожили вместе 55 лет. В 1996 году они отмечали золотую свадьбу. Мы с любовью храним публикацию в газете «Степные известия» под названием «Чем семья крепка».
Много лет наш отец избирался депутатом сельского Совета.
Любимым праздником в семье был День Победы, который в стране отмечали с 1965 года. Папа был скромным, и до этого момента никто не знал, что он воевал, получил тяжелое ранение и имел много наград. Именно с этого времени в Большой Глушице начали проходить праздничные демонстрации, посвященные 9 Мая. Люди несли красные знамена, флаги, звучала музыка. В этот день папа надевал новый костюм и ордена, был взволнован, робок и смущен. Затем ветеранов войны приглашали в столовую на праздничный обед. Домой папа возвращался гордый и довольный. Любимой песней его была «Огонек». Мы всегда пели ее все вместе большой дружной семьей.
При редких воспоминаниях о войне у него по щекам текли слезы. Он говорил, что воевал за нас, детей, а в жестоких боях кричал вместе с другими бойцами — молодыми ребятами: «За Родину! За Сталина! За маму!».
С раннего детства мы знали, что у нашей мамы, Купрюшкиной (Краснощековой) Александры Федоровны, погиб на войне ее старший брат Василий Федорович 1920 года рождения. Он был единственным сыном у бабушки и дедушки по маминой линии — Федора Григорьевича и Анисьи Леонтьевны. Василий рос в окружении двух старших сестер — Евдокии и Клавдии и двух младших — Александры и Анны. Рано женился. Был веселым и жизнелюбивым, играл на гармони, плясал и вприсядку, и колесом, и чечетку с перебором.
В июне 1941 года Василия забрали на фронт. Воевал он под Москвой. Младший лейтенант Краснощеков был командиром конного взвода. Немцы подступали к Москве, под Волоколамском шел бой. Когда началась бомбежка с воздуха, Василий скомандовал отряду: «В укрытие! В лес!». Сам же замыкал конницу. Едва все стихло, отряд вышел из леса, но командира нигде не было видно. А на том месте, где его видели в последний раз на вздыбленном коне, зияла огромная воронка разорванной земли, и ни коня, ни командира. Вот
так погиб наш дядя. Произошло это 18 октября 1941 года.
Вместе с ним воевал солдат родом из соседнего Большечерниговского района. Очевидец последнего боя, когда пришел на побывку, заехал к дедушке и бабушке рассказать о последних минутах жизни своего командира. В это время они работали на колхозном поле. На следующий день бабушка отправилась в Украинку, чтобы все подробно разузнать о сыне. Возвращаясь обратно, она всю дорогу кричала, упав около дома в обморок, и так, без сознания, пролежала три дня. Вспоминая это, моя мама всегда плакала. В доме у нас висел его портрет в военной форме. Наша бабушка Анисья всю жизнь ждала его, надеялась, что он не погиб и вернется. А напоминанием о нем был его сын Валентин 1941 года рождения, которого воспитывали бабушка с дедушкой Краснощековы.
С войны не вернулся и их зять, муж дочери Клавдии Федоровны Шеяновой, тоже, кстати, Василий. Он похоронен под Ленинградом в братской могиле. У него осталось трое детей: Анатолий, Тамара и Владимир. Отправляясь на фронт, он просил бабушку и дедушку не оставлять его детей, помочь им и Клавдии.
Моя мама, Александра Федоровна, до войны окончила семилетку, а потом училась в ФЗУ в Куйбышеве. Жили на пустыре за городом в деревянных бараках с щелями в стенах, через которые дул ветер и было очень холодно. Рядом строился авиационный завод, эвакуированный из Москвы. Ей было всего 15 лет. Днем подростки работали, а вечером учились в ФЗУ. Дома ее ждала дружная любящая семья. Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями.
Мы, дети и внуки, гордимся родителями, своей семьей, которой война принесла много горя. Поэтому 9 Мая для нас — это «праздник со слезами на глазах».
Любовь Алексеевна Довбня,
Почетный работник общего образования РФ, ветеран труда, г.Самара