Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Да не угаснут ваши чувства!

Окончание.

   Татьяне исполнилось восемнадцать, девушка неробкого десятка: если влюбилась, то навсегда. Вечером, когда солнце скрылось за горизонт, Анатолий направился к дому невесты, а по дороге все думал: как лучше сказать ее родителям, что они с Татьяной решили пожениться? Но слов подходящих и нужных не находил.

   Остановился у двери, потоптался в нерешительности и, перекрестившись, переступил порог. Увидев его, Татьяна радостно защебетала. Мать хлопотала у печи, а увидев гостя, присела от неожиданности на стоящий рядом стул. Взявшись за руки, влюбленные подошли и попросили согласия на брак. Не в силах больше сопротивляться, та махнула рукой: “Ступайте к отцу, как он скажет, так тому и быть”.

   Последнее слово оставалось за главой семьи, без благословения которого не обойтись. Просить руки любимой жених поехал в поле, где отец Татьяны работал в ночную смену. И уже на следующий день под видом купцов, прослышавших о “товаре”, сваты входили в дом Парамоновых.

   В сентябре сыграли свадьбу. Наряженная лентами и шарами машина с куклой на капоте, оставляя после себя клубы пыли, остановилась у здания сельского Совета. Из нее вышли молодые. В торжественной обстановке, в присутствии родных и близких их расписали, после чего началось свадебное гуляние. А потом, согласно традициям, новобрачную отправили по воду с коромыслами и ведрами, а на обратном пути всячески устраивали ей козни и препятствия. Однако Татьяна с детства знала все местные тропки и закоулки и воду до крыльца донесла, даже не расплескав. В последний день в доме невесты накрыли стол, теща угощала  родственников и зятя блинами да яичницей. Четыре дня веселились гости с одной и с другой стороны. Закончилось безудержное веселье, как водится, песнями и плясками…

   К тому времени директор совхоза “Прогресс” пригласил Анатолия на четвертое отделение, в поселок Гавриловский, сюда требовался ветеринарный врач. Но вместо одного специалиста обрел сразу двух. Татьяна на тот момент заканчивала учебу в  Сергиевском ветеринарном техникуме. Поэтому, сыграв свадьбу, жить переехали на отделение. Она помогала мужу лечить овец, следить за здоровьем огромного поголовья. Семейная жизнь началась с ремонта жилья, которое им выделили. Спали на печи, протопленной с вечера, другой мебели в доме не было.

   Родители присматривались к зятю – работящий, не обделенный силою, он все больше приходился им по душе. Может, права дочь – баровские мужики хоть и отчаянные, но охотливы до работы. Но ни пристальные взгляды, ни бытовые неудобства супруги, казалось, не замечали, они были молоды и счастливы. Так началась их семейная жизнь.

   Прошло шесть лет. Два старших брата Анатолия жили на центральной усадьбе совхоза “Южный”, целинные земли которого растянулись вдоль реки Каралык. Совхоз находился в тринадцати километрах от родных мест, был крупным хозяйством соседнего, Большеглушицкого района, с огромными посевными полями, бескрайними лугами, на которых паслись многочисленные стада овец, лошадей, крупного рогатого скота. Навещая братьев, они любовались современными домами, магазинами, большой новой школой, больницей, в которой была своя грязелечебница и стационар. В совхозном клубе часто устраивали творческие встречи с известными артистами театра и кино. Леонид Кулагин, Всеволод Овчинников, Евгений Жариков – вот неполный список знаменитостей, побывавших в наших степных краях. С каждым приездом Анатолий замечал, как у жены загорались глаза. К тому же зарплату в хозяйстве выдавали два раза в месяц. Все это было большим соблазном. И в 1984 году они решились на переезд. Теперь для них начинался новый жизненный период. Было желание жить в комфортных условиях и иметь перспективу на будущее.

   Анатолий устроился бригадиром в животноводческую бригаду на восьмое отделение совхоза, Татьяна – лаборантом в школу. Семье предоставили несколько квартир на выбор. Они остановились на двухкомнатной, в которой проживают и по сей день…

   В 1985 году в стране началась новая эпоха. Голос Михаила Сергеевича Горбачёва вещал с экранов телевизоров: “Товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем”. В перестроечные времена когда-то крепкое хозяйство стало приходить в упадок и разваливаться.  Пришлось уйди из животноводства и пойти завхозом в школу. Ох, как было нелегко! Но справились и с этим. А годы меж тем летели один за другим. Большая часть жизни осталась позади, а кажется,  только вчера жить начинали. Вскоре Анатолий подался к нефтяникам, где до самого ухода на пенсию проработал оператором по добыче нефти и газа. Его супруга освоила в школе компьютер и перешла в секретари.  Им обоим было уже за пятьдесят. В семье все ровно да гладко, в доме достаток. И все же глубоко в душе сидела нудящая боль. Бог не дал им своих детей. Днем от этих мыслей Татьяну отвлекала работа, а вечером мысль о ребенке снова и снова не давала покоя. У братьев и сестер уже взрослые дети. Племянники, которых они так обожали, были частыми гостями в их гостеприимном доме. Но хотелось испытать совсем другое чувство.

   Все изменил один телефонный звонок из Баровки, где сестра Вера работала в сельском Совете. Она рассказала, что маленькой девочке из соседнего поселка, которая им приходилась дальней-дальней родственницей, нужна опека, или кроху отдадут в детский дом. Вечером Татьяна рассказала об этом мужу, и тогда, взвесив все “за” и “против”, они решили взять девочку к себе.

   По дороге в Баровку, словно на удачу, из-за темных туч выглянуло солнце, а степной ковыль, подавая им добрый знак, склонил свои седые макушки к земле. Так в их уютном гнездышке появилась шестилетняя Лера,  которая сразу назвала их мамой и папой. Жизнь приобрела совсем иной смысл. Радости супругов не было предела. Эта хрупкая девочка перевернула весь мир, появились новые, приятные заботы и хлопоты. Чувствуя такое отношение к себе, Лера отвечала им любовью.

   В этом году она закончила пять классов, прилежно учится, любит петь, как мама Таня, а еще занимается танцами, принимает активное участие в разных школьных мероприятиях и на радость родителям имеет множество похвальных грамот. Всей семьей они любят путешествовать по России, любуясь ее красотами. Каждое лето выбираются в Крым на побережье Черного моря.

   Все так же в дни семейного торжества за большим хлебосольным столом собираются вместе Лобины-Парамоновы. Только родных племянников у них 21 человек и у каждого своя семья, дети и уже внуки. А я безуспешно пробую сосчитать это многочисленное семейство, на третьем поколении сбиваюсь со счета. Мои герои смеются…

   Пришло время проститься с ними. Выходим на улицу и жмуримся от лучей июльского полуденного солнца. Татьяна ласково перебирает тонкие косички Леры, которая прижалась к маме своей тоненькой детской фигуркой. “Жаль, что не решились на усыновление раньше, когда были помоложе. Сейчас бы еще и внуков нянчили”, – с некой горечью в голосе говорит она. И как бы соглашаясь с женой, Анатолий нежно проводит ладонью по ее лицу, словно стирая что-то, видимое только ему.

Марина Худякова

Фото из семейного альбома