Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

“Песни – это моя жизнь”

“Песни – это моя жизнь”

   Так говорит Зоя Игнатьевна Шадрина (на снимке справа) , которая уже два десятка лет является участницей хора ветеранов “Добрая песня”. Вот уж где можно отдохнуть душой, встретившись с единомышленниками, ведь им никогда не скучно вместе и всегда найдется общая тема.

   Родилась она в многодетной крестьянской семье в селе Старое Обошино Исаклинского района Куйбышевской области. отец работал в колхозе, в 1938 году его послали в Москву на ВДНХ для представления на выставке породистой лошади. Тогда же ему впервые сделали паспорт, а вернувшись, поехал по приглашению брата работать на гипсовый завод в село Алексеевка (Падовка) Кинельского района. И вскоре перевез семью ближе к городу. В то время старшие дети учились в ФЗО, а родители трудились на заводе. От завода семья получила дом, и хотя жили без роскоши, места в нем всем хватало.

   Но грянула Великая Отечественная война, что явилось настоящим испытанием, гулким эхом отозвавшись в сердцах людей. В октябре 1941 года отец ушел на фронт. Осталась мать одна с детьми на руках, но надо было как-то дальше жить, завели небольшое хозяйство. Мать работала с утра до вечера. Дети находились целый день одни без присмотра и рано стали самостоятельными, трудились на огороде, носили воду для скотины, кололи дрова, пололи табак, просо и пшеницу.

   Трудное время было, благо держали корову. Во время отсутствия мамы сами пытались не только утолить жажду кормилице, но и дать травы, которую серпами нарезали в мешки.

   “В очередной раз надо было принести воды – уж очень корова хотела пить. Взяла коромысло, ведра и отправилась вместе с трехлетней сестренкой на речку, – вспоминает Зоя Игнатьевна. – Лед был запорошен снегом, и я провалилась в прорубь, но мой крик никто не услышал. Пришлось самой биться за жизнь. Еле-еле выползла из воды, хватаясь за кромку льда. Одежда на мне обледенела, и мы мчались с сестренкой до самого дома”.

   А вскоре произошло несчастье на производстве – камень из карьера попал маме в ногу, ее положили в больницу. Тогда особо тяжко стало выживать детям.

   С началом войны село опустело, женщины трудились за ушедших на фронт мужчин. Уезжала в Куйбышев рыть окопы и мать. страшно было ребятне, когда над селом летали немецкие самолеты. Вечером ходили и проверяли, чтобы ни одно окно не светилось. не хватало хлеба. По карточкам получали один раз и холодец. Так и выживали.

   Во время войны закрыли в селе мельницу и гаражи у гипсового завода, оборудовав лагерь для военнопленных немцев. Ватага ребятишек наблюдала за их действиями, а те в свою очередь ловили лягушек, ужей, чтобы сварить еду.

   Когда Зоя пошла в первый класс, школа находилась в небольшом деревянном здании. От холода чернила на партах застывали. сил не было, засыпали на уроках. Бывало, дети падали от голода в обморок. После войны продолжила обучаться в построенной семилетней школе.

   После окончания войны жители с нетерпением ждали возвращения с фронта своих победителей. Но многие не дождались, в том числе и семья моей героини. Было получено краткое сообщение: пропал без вести. В “Книге Памяти” села Алексеевка Кинельского района напротив фамилии отца стоит прочерк.

   В мирное время постепенно восстанавливалось народное хозяйство, но по-прежнему не хватало еды, одежды, обуви. Ходили дети в поношенных валенках, даже у учителей были такие же. Условия в школе оставляли желать лучшего, часто не было света и учащихся отпускали домой. Питались картофельными очистками, собирали оставшуюся в земле перемерзшую картошку и пекли из нее лепешки.

   Окончила семилетку в пятнадцатилетнем возрасте. старший брат взял на работу, устроил на револьверный станок, где она резала трубочки. Работала целый день, а потом еще училась в вечерней школе. В итоге получила полное среднее образование. Там же в 1964 году встретила свою вторую половинку, вместе работали на заводах Безымянки. Затем вышла замуж. А вскоре осчастливил своим появлением на свет первенец.

   Муж окончил нефтяной техникум и его направили в контору бурения, находившуюся в Спиридоновке. Так семья перебралась на новое место жительства, где родился второй сын. Спустя десять лет контору перенесли в Большую Глушицу, и в 1968 году они переехали в наш район. Работала Зоя Игнатьевна мастером в швейном объединении “Волга”, а позже – агентом Госстраха, откуда и ушла на заслуженный отдых.

   В 2000 году по приглашению Резникова Г.Ф. пришла в хор ветеранов “Добрая песня” под руководством Н.А. Прилепкиной. За эти годы будто сроднилась с коллективом, многократно выступала на главной районной сцене, откуда стремилась донести до публики любовь к родным напевам. Это увлекательное путешествие в мир песенного творчества длится и по сей день, ведь песня воодушевляет, расцвечивая будни яркими красками.

   “Зоя Игнатьевна – наш старожил хора, – комментирует Наталья Андреевна. – С момента его образования ни один из членов коллектива не достигал столь почтенного возраста. Хороший рассказчик с чувством юмора, поведала много интересных случаев. А еще умеет привлечь к себе внимание. Она обладательница крепкого голоса второго альта, приятного тембра и хорошего музыкального слуха”.

   Совсем недавно Зоя Игнатьевна отметила свой 85-летний юбилей. Ветеран труда, она по- прежнему остается активной и жизнерадостной. Трудится на своем приусадебном участке, где выращивает цветы, овощи, а в свободное время занимается вязанием. Выросли дети, улетев из родительского гнезда: один сын проживает в Молдавии, работает инженером, а другой – пожарный в Большой Глушице. Ее гордость – внук и два правнука, в которых души не чает. От всей души хочется пожелать ей крепкого здоровья и долгих-долгих лет жизни.

Елена Мамонтова