С самого вечера у Ольги в душе появилось легкое волнение и до рассвета не давало уснуть. А едва сомкнула глаза, как зазвенел назойливый будильник. Несмотря на бессонную ночь, встала легко, наверное, от того, что предстояла дальняя дорога, первая поездка на поезде и новая самостоятельная жизнь.
И вот уже через пару часов уходящий из Минска поезд увозил восемь молодых девушек и юношей в далекий Казахстан. Еще долго родители стояли на перроне и провожали взглядами убегающий вдаль состав. До последнего дня отец уговаривал Ольгу пойти в десятый класс, на его вопрос: «Где ты будешь учиться?» — она отвечала крылатой фразой: «Где-где? В Караганде!». Упорства ей было не занимать — вместе со своими друзьями решила поехать в далекий город.
За разговорами ребята не заметили, как пролетело пять суток пути и в окошках замелькали степи с небольшими обрывистыми низкогорными массивами. «Добро пожаловать в Караганду!» — напутствовал проводник веселую компанию, ехавшую из Белоруссии. Окончив техникум, разлетелись по разным городам. Судьба распорядилась так, что мою героиню направили на работу в Карагандинское строительное управление. Так потекли трудовые будни.
Караганда — прежде всего, известный шахтерский город, поэтому профессиональный праздник этих почетных тружеников — самый главный день в году, которого очень ждут, готовятся и устраивают массовые гуляния и концерты.
…С обеда в женском общежитии стояла суматоха: девушки прихорашивались перед зеркалом, крутили кудри, обменивались украшениями и нарядами, а потом всем этажом отправились на танцы. Вечер уже подходил к концу, когда Ольгу пригласил на медленный танец приятный молодой человек, после чего вызвался проводить ее домой. Разговорившись, Юрий рассказал, что приехал в гости к брату из Ульяновской области, отучился, да так и остался работать здесь газоэлектросварщиком. Оказалось, что живет он по соседству — в таком же общежитии.
А в 1966-м, через год после знакомства, они расписались. Ей тогда и девятнадцати еще не исполнилось, он — чуть постарше. Но впереди была разлука — через неделю Юрия забрали в армию. Новобранец попал на службу в ракетные войска в Амурскую область (где сейчас строят космодром «Восточный»). Вскоре молодая жена написала мужу, что ждет ребенка, такому известию солдат несказанно обрадовался. Уйдя в декрет, Ольга поехала к свекрови, Матроне Мироновне, в Ульяновскую область, та приняла ее как родную дочь, вместе жили почти месяц. Но наступила зима, а метели в те годы были невероятные, дороги переметало очень сильно, до ближайшей больницы довольно далеко, поэтому пришлось возвратиться в Белоруссию. Едва оказалась на родине, как через два дня на свет появилась дочь.
Когда Ларисе исполнилось 9 месяцев, Ольга снова отправилась в Караганду. В то время жене солдата-срочника полагалась квартира, в связи с чем у нее были большие планы — ребенка устроить в садик, а самой на работу. Но задуманному не удалось исполниться: младшая сестра Нина, которую она взяла с собой в помощницы, воспротивилась городской жизни и не захотела оставаться в далеком Казахстане. Не солоно хлебавши Ольга с дочкой опять оказалась у свекрови. Матрона Мироновна души не чаяла во внучке, а потому дружно зажили одной семьей. Когда Лариса немного подросла, молодая женщина устроилась садчицей на Шарловский комбинат стройматериалов, где делали кирпич. Это была адская работа: закатывать тяжелые вагонетки с кирпичом-сырцом в раскаленные печи обжига, температура в которых достигала 300 градусов. В это пекло заходили две женщины, специальным ключом цепляли сооружение и выкатывали его. Потом обожженный кирпич загружался в вагоны и развозился по всему тогда еще Советскому Союзу. Мышцы неимоверно ныли после такого труда, но и этой работе Ольга была рада, так как не привыкла сидеть сложа руки.
Когда Юрий демобилизовался и наконец-то увидел свою дочь, радости не было предела! Устроился газоэлектросварщиком на тот же завод, где работала жена. Молодым в коммуналке выделили комнату. А некоторое время спустя в семье родился второй ребенок — Евгений, еще через год на свет появился Олег. Работать приходилось в три смены, по очереди сидели с малышами. Ульяновская область всегда считалась бедной, за хлебом шли в 6 утра, маргарин не поступал в продажу месяцами, сильно изматывала тяжелая работа, и тогда супруги стали задумываться о смене места жительства.
В Большую Глушицу Федоровых позвал друг главы семейства, который работал в Заготзерно (ныне ХПП). Юрия Игнатьевича взяли на работу по специальности, а Ольгу Киреевну — разнорабочей. Сразу дали квартиру, они развели большое хозяйство. Старшая дочь пошла в первый класс, но не было мест в детском саду, и тут на помощь приходили соседи — приглядывали за мальчиками. Сработались они и на новом месте — Ольгу Киреевну во время уборки стали ставить мастером, а через несколько лет была уже старшим мастером, на ее плечах лежала вся ответственность за урожай. Часто задерживалась, чтобы проконтролировать весь процесс. Не менее востребован был и глава семейства, но дети до сих пор помнят, как отец катал их на шее, пек блинчики и варил вкусный кисель. А вечерами, пока мать «колдовала» на кухне или занималась домашними делами, придумывал и рассказывал сказки собственного сочинения. У них было действительно счастливое детство, потому как родители старались дать им самое лучшее, устраивали разнообразные семейные праздники. Сызмальства приучены к труду. В выходные папа крутил фарш, мама раскатывала тесто, и все вместе лепили пельмени, готовили выпечку. Каждый имел свои обязанности, о которых никогда не напоминали.
В 1993-м производство пошло на спад, и Ольга Киреевна устроилась страховым агентом в Госстрах, этому делу отдала 15 лет своей жизни. Так сложилось, что вскоре под сокращение попал и Юрий Игнатьевич, но без работы не остался — приняли в газовое хозяйство, тянул газ по всему району.
Теперь супруги на заслуженном отдыхе, но продолжают вести активный образ жизни — соблюдают режим, диету, а зарядка по утрам — неотъемлемый ритуал их жизни. Сейчас в этом деле к ним уже присоединяются правнуки — близнецы Данила и Денис, им по 3,5 года (внучка Екатерина с семьей живет вместе с бабушкой и дедушкой). Эти сорванцы раскрашивают их жизнь яркими красками, с ними некогда скучать — хоккей, футбол, рыбалка, подвижные игры — всем этим занят день четы Федоровых. И вообще, сначала помогали воспитывать внуков, а теперь правнуков.
Еще гордятся тем, что складывается династия Федоровых-учителей: Лариса Юрьевна Акимова работает с детьми, она — заведующая организационно-массовым отделом СП «Дом детского творчества»; младший сын, Олег Юрьевич, тоже посвятил себя детям, несколько лет работая педагогом дополнительного образования. А старший, Евгений Юрьевич, — директор школы №2 райцентра. Его супруга, Татьяна Владимировна, тоже педагог, и ее семья — целая династия, общий школьный стаж которой насчитывает более 350 лет. Внучка Екатерина Михайловна Пряхина — учитель начальных классов в этом же учебном заведении. Учится на педагога и другая внучка — Светлана.
4 сентября Федоровы отметили золотую свадьбу. Это событие супруги не собирались праздновать, но дети устроили им настоящий сюрприз. Дом сына, Евгения Юрьевича, украсили шарами и цветами, повесили плакаты, расставили дорогие сердцу фотографии, подготовили сценарий. Живым коридором встречали юбиляров и, как положено на свадьбе, осыпали их лепестками роз, пшеном и деньгами. На невесту надели фату и включили вальс Мендельсона. Виновники торжества пребывали в полном восторге, слезы умиления стояли в их глазах — до того удивили и порадовали их родные и близкие. Ведь тогда, 50 лет назад, они не играли такой шикарной свадьбы, все прошло очень скромно. Жизнь не походила на сказку, но огонь, вода и медные трубы — это, конечно, было, однако все смогли преодолеть благодаря любви друг к другу.
«Вот наше богатство», — тихо прошептала на ухо мужу Ольга Киреевна. А тот добавил: «Да, трое детей, семь внуков и четверо правнуков».
Алина Мамина
Фото Евгения Рыжкова
и из семейного архива Федоровых