Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

«Я помню вас, мои ученики!»

Я держу в руках старые фотографии и благодаря им мысленно возвращаюсь в далекие 70-е прошлого столетия. Мои первые ученики Большеглушицкой средней школы — пятиклашки.

В трех из пяти классов (5 «Б», 5 «В», 5 «Д») — я вела русский язык и литературу. Какие они разные: шумный, неугомонный 5 «В», сдержанные, сосредоточенные, но и озорные порой ребята из 5 «Б» (на фото в выпускном классе).

%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81

   Сколько раз я обращалась за помощью к их первой учительнице Зинаиде Алексеевне Сорокиной. Так и вижу ее, молчаливо стоящую перед ними со сложенными на груди руками… Нет. Она не ругала, просто укоризненно молча на них смотрела, а я с удивлением наблюдала за ребятами, которые как-то сразу подтягивались, шалунишки опускали головы. И дисциплина в классе налаживалась.

5 «Д», ребята из начальной школы №1 (территория колхоза «Россия»). Их первая учительница Мария Ивановна Козлова жила рядом со мной, и я настойчиво расспрашивала ее об особенностях характера детей, их интересах, склонностях и, конечно, учебе. Дети очень спокойные, трудолюбивые. С третьей четверти я даже была у них классным руководителем, правда, только в 5 классе. Со временем стала понимать, как привлечь ребят к работе на уроке. Если вдруг замечала, что дети начинают уставать, отвлекаются, спрашивала Лену Плотникову, Таню Бакуцкую, Вову Ананченко или Нину Гриневу, Витю Полухина, Толю Кирилина, и класс просто замирал, слушая точные, яркие, интересные ответы ребят. Толю Родионова можно было увлечь рассказами и книгами о животных. Любил он заниматься индивидуально, после уроков, никогда не сбегал с дополнительных занятий, хотя все были уставшие: и учителя, и ученики.

В 5 «В» классе были свои звездочки — как в учебе, так и в поведении. Например, Оля Пименова и Витя Лысов запомнились мне очень ответственными в учебе. Такими они и сейчас остаются…

В 6 «В» я давала свой первый открытый урок русского языка. Тема: «Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели». Сколько учителей присутствовало на нем! А ребятишки так активно работали, отвечали на трудные вопросы, задавали свои. До сих пор считаю, что это мой самый лучший урок, хотя в последующие годы  их было немало. Завуч Николай Тимофеевич Бизяев, очень серьезный и обычно скупой на похвалу человек, поблагодарил меня, похвалил детей и сказал, что без репетиций такой урок просто невозможно провести. Но у меня даже в мыслях не было проводить подобную репетицию. Как я буду смотреть детям в глаза? Это же не спектакль, а учеба. И этого мнения придерживаюсь всю жизнь. С 5 «Д» мне пришлось расстаться, но в 9 классе я снова стала у них преподавать.

Не все окончили 10 классов, да это и не главное. Главное — что жизнь у ребят удалась. Каждый достиг своей высоты, но самое важное — быть человеком, быть верным школьной дружбе, детству, юности. Прошли годы, многих уже не встречала, но некоторые по жизни стали близкими. А с Сашей Блохиновым познакомилась заново, встретившись случайно в центре села. Я и представить себе не могла, что этот высокий крепкий мужчина и есть худенький светловолосый паренек на фотографии 8 «Б» класса. В этом году исполнилось 40 лет, как мои первые ученики окончили среднюю школу.

Всматриваюсь в детские лица на старых фотографиях, и в памяти всплывают фамилии, имена, и снова я вижу их, девчонок и мальчишек 70-х годов. Мы жили общей, светлой, радостной жизнью. И спасибо им за то, что именно они стали моей стартовой площадкой на долгие учительские годы…

Хочу закончить нахлынувшие воспоминания строками стихотворения Леночки Плотниковой (Елены Викторовны Крючиной): «Судьба играет с человеком, чтоб человек играл с судьбой. Нам нужно, чтобы век за веком он был всегда самим собой».

В.К.Сафронова, учитель русского языка и литературы