Победители сильные духом
Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Последняя война поневоле заставляет задуматься о духовных причинах нашей Победы. Какой она была, воюющая Россия? Да прежде всего православной. Собрав котомку, обняв жену и погладив по голове детей, крещеный человек подходил к иконе в красном углу: «Господи, благослови!» И только после этого за порог. На год, на годы, порой навсегда. Наши оппоненты любят вспоминать про ошибки, про отступления. При этом забывают, что вся Европа покорилась Германии за три месяца. Дания продержалась ровно день.
Поразительные успехи немцев в 1941 году объяснялись еще и тем, что в СССР этим сатанинским силам некому было противостоять, так как почти все храмы были разрушены или закрыты, а священники были расстреляны или сидели в лагерях, или сражались на фронтах. Да, первое время мы проигрывали по технологиям, оснащению, но все равно победили. Почему? Духом оказались сильнее. Священник В.Ермаков вспоминал: «В наш поселок пришли немцы, и возникло ощущение, что это инопланетяне. Совершенно другая цивилизация: форма, техника, порядок. Казалось, победить их может только сверхчеловек. И вдруг все меняется. Немцы отступают, бегут. И входят наши — немытые, в обмотках, в крови… Сильные духом победители». Всем известен факт: когда немецкие врачи стали проверять здоровье русских девушек, угоняемых на работы в Германию, почти все оказались девственницами. Тогда один немецкий врач обратился к Гитлеру с посланием прекратить войну под тем предлогом, что «победить столь целомудренный народ нереально». Доктору пришлось проходить курс «лечения» в концлагере. Нравственная высота нашего народа проявлялась и в том, например, что русские сироты и вдовы нередко отдавали последний хлеб пленным немцам.
Во все века на Руси был подвиг ратный и подвиг молитвенный. Сталинградская битва началась с молебна перед Казанской иконой Божией Матери, которая к этому времени была привезена сюда и поставлена на правом берегу Волги. Перед ней поминались погибшие воины, непрерывно шла служба. А потом ее возили по самым горячим участкам фронта. Немецкие солдаты в своих дневниках называли защитников города «дьяволами», а сам город «огненным адом». Решалась судьба всего мира. Из воспоминаний рядового Величко: «Во время кровопролитного боя появилась светлая полоса. Нас послали в разведку, узнать, что это. Мы увидели, что свет исходит от Женщины в белых одеждах. Мы поползли к Ней, чтобы спросить, почему Она стоит и чего Она хочет. Но тут невидимая стена преградила нам дорогу. Мы вернулись на позицию. Явление продолжалось около часа. Позже выяснилось, что Богородицу одни видели на земле, другие — в небе в рост и с младенцем на руках. Свидетелями этого чуда были и немцы». Сталинградское знамение ясно указывало, что помощь Божия не оставит наш народ в самые критические моменты войны. Город был превращен в руины. Уцелел лишь храм во имя Казанской иконы Божией Матери. В нем был отслужен благодарственный молебен. Священник произнес такую проповедь, что все плакали навзрыд. Это был сплошной вопль. Частью, которая сподобилась чуда, командовал генерал В.И.Чуйков. После всего случившегося его можно было часто видеть в храмах освобожденных городов. Герой битвы смиренно стоял, возжигая свечи к Святым Образам, в глубоком раздумье.
В 1942 году лондонское радио сообщало: «За 28 дней была завоевана Польша, а в Сталинграде за 28 дней немцы взяли несколько домов. За 38 дней была завоевана Франция, а в Сталинграде за 38 дней немцы продвинулись с одной стороны улицы на другую». После победы на Волге король Великобритании прислал будущему городу-герою дарственный меч с надписью: «Гражданам Сталинграда, крепким как сталь, — от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа». Жизнь дается нам, как подготовка к экзамену, который рано или поздно придется сдавать. Поколение, сокрушившее фашизм, с достоинством выдержало этот экзамен. Низкий им поклон и вечная слава, живым и павшим!
Церковь была со своим народом в самых страшных его испытаниях. Свидетельство очевидца: «Пожилой священник отец Владимир Дубровицкий каждый день за 5 километров в любой холод, больной и изможденный от голода ходил на службу в блокадном Ленинграде. Дочь умоляла его остаться дома, а он в ответ: «Не имею права, доченька, не идти. Должен я идти утешать и ободрять народ Божий». В соборе не было отопления, выбиты все стекла, и все равно служба шла каждый день, не прекращаясь даже во время бомбежек». С блокадой связано много чудес, великих и малых. В одном из храмов был удивительный случай. У иконы Николая Угодника неизвестный житель города положил мешочек, в котором оказалось 150 золотых монет царской чеканки.
Все, о чем сказано в Евангелии, повторяется на войне. Там все оголено. Война очищает. Это другое измерение. Раненых во время артобстрела Ленинграда блокадных мальчишек чуть живых приносили в госпиталь. И там солдаты — сами раненые, стоящие на грани смерти, отдавали незнакомым детям свою кровь. Наши воины не умели исповедовать свое Православие словами, но они исповедовали его делами. И пусть сегодня те, кто умеет красиво говорить о своей вере, повторят деяния этих людей. И в бой шли, и умирали они не за доходы, не за особняки и не за счета в банке. В 1942 году Сталин сказал американскому послу А.Гарриману: «Вы думаете, они воюют за нас? Нет, они воюют за свою матушку-Россию».
В блокаду ледяная рука смерти брала всех за горло. Сотрудники ленинградского института растениеводства умирали от голода рядом с коллекциями семян, но не трогали их, зная, какую ценность они представляют для страны и всего мира. Они сохранили эти коллекции ценой собственной жизни. Нам, живущим в это сытое, лукавое время, с трудом во все это верится. Что двигало этими людьми? Христианская любовь и жертвенность. Один из примеров: «В немецком концлагере среди военнопленных были комиссар и священник. Кто-то, не выдержав издевательств, убил эсэсовца. Начали расстреливать каждого десятого. Священник был девятым, отступил назад и встал десятым на место комиссара. Его тут же расстреляли. Это так потрясло комиссара, что после освобождения лагеря он сказал: «Он меня заменил в моем строю, я заменю его в его строю. После войны он стал священником».
Когда Сталину после Парада Победы доложили, что ряд офицеров Красной Армии поступают в духовную семинарию, вождь ответил: «Пусть идут. Туда дорога есть. Обратной нет». Пути Господни неисповедимы. Пимен, Святейший Патриарх Московский и всея Руси с 1971 по 1990 годы. Будучи монахом, отсидев в лагере, попал на фронт, стал боевым офицером. Был дважды ранен. Войну закончил в звании майора. О нем ходили легенды. Однажды его послали с донесением к командованию. Он сел на лошадь, у которой была кличка Судьба. Отец Пимен тронулся в путь, читая про себя молитвы. По прибытии в штаб выяснилось, что вся дорога, по которой он ехал, была заминирована. Выходит, вывезла Судьба. Вспоминают, что он был великим молитвенником. Патриарх умирал тяжело и долго — несколько лет; такая ему была дана благодать от Бога. Сейчас, сличая даты, видишь: умирал вместе со страной — с 1985 по 1990 годы. И, умирая, подготавливал новое утверждение веры Христовой: последнее его деяние — празднование Тысячелетия Крещения Руси, дата, с которой начинает отсчет Второе Крещение.
Вклад церкви в Победу выражается не только количеством самолетов и танков, построенных на собранные деньги. Страна молилась. И Господь услышал эти молитвы. Еще одно свидетельство: «Однажды после кровопролитного боя на Курской дуге под Прохоровкой мы увидели женщину в монашеской одежде, ходившую по заваленной трупами нейтральной полосе. Плач ее пронзал душу. Была похожа на иконописное изображение Богородицы. Она наклонялась над убитыми и будто саваном их укрывала. Даже немцы завороженно смотрели на это зрелище. Женщина повернулась в сторону наших окопов и поклонилась. Распрямившись, она снова продолжила свой скорбный путь, сопровождая его плачем. Командир Божков сказал: «Богородица на нашей стороне. Победа будет за нами». Среди очевидцев этого случая неверующих не осталось». Прав был поэт Рильке: «Все государства граничат друг с другом. И только Россия граничит с Богом». Когда из жизни изгоняется Христос, приходит помазанник Сатаны. В начале войны Гитлер заявил: «Я освобождаю человека от унизительной химеры, называемой совестью». Но в 43-м, под Курском, был побит этот цепной пес Запада, спущенный на Россию. Была сорвана попытка запустить адский проект, в котором отчетливо слышится топот коней Апокалипсиса. Так было и в эпоху распятия Христа — вступили в противоборство силы тьмы и света.
В 1944 году во время штурма Кенигсберга произошло очередное чудо. Из воспоминаний офицера Бугаенко: «Мы уже совсем выдохлись. Вдруг видим: сам командующий фронтом приехал, а с ним священники. А у них — иконы. Стали шутить: ну вот, попов привезли, сейчас они нам помогут. Построились, сняли головные уборы. Отслужили священники молебен перед Казанской иконой Божией Матери. Затем крестный ход с иконами, крестами и пением молитв двинулся к передовой. Мы с ужасом смотрели на них: куда они во весь рост? А они спокойно пошли в огонь. И вдруг стрельба резко оборвалась. Наши войска начали общий штурм города. Произошло невероятное: немцы тысячами гибли и сдавались в плен. Они рассказывали, что в это время у них отказало оружие, а в небе над нашими воинами они увидели Божию Матерь, указывающую на Запад». Всех неверующих отсылаю к книгам: А.Фарберов «Спаси и сохрани», Л. Красник «Чудеса Божии во время войны».
По форме Красная Армия была армией атеистического государства, но по духу и смыслу того, что она делала, была армией Христовой. Выражаясь церковным языком, Александр Матросов — предстоятель всех наших павших. Такой подвиг повторили свыше сотни советских воинов. А, к примеру, в вермахте таких людей не было вовсе! Ни одного! Про армии союзников и говорить смешно. Сержант Юрий Смирнов, попав в плен, под пытками остался верен присяге. Он был найден в блиндаже распятым на кресте из двух досок, приколоченных к стене. Нам не дано совершить подобных подвигов, но всем нам пора понять одно: мы выкуплены великой и дорогой ценой, ценой крови лучших сыновей и дочерей нашего народа. Господь высоко вознес их на Кресте, чтобы осветить окружающий нас мрак.
История — дама коварная. Внутренняя смута, поразившая наше Отечество, оказалась страшнее иноземного нашествия. Актриса Фаина Раневская говорила: «Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только… глисты». Добавлю: возомнившие себя хозяевами жизни. Среди них ходят байки о том, что если бы не было Победы, мы бы сейчас пили баварское пиво. И невдомек им, что в лучшем случае пили бы они лагерные помои. Важно понять, что нет никакой истории, кроме одной: мир или приближается ко Христу, или удаляется от него. Сегодня, 70 лет спустя после Великой Победы, богопротивная Европа, спасенная ценой 30 миллионов русских жизней, вновь вскармливает фашизм. Увы, «история ничему не учит, а только жестоко наказывает за невыученные уроки». Как актуально звучат в наши дни слова писателя И.С. Тургенева (1876 г.): «Европа нас ненавидит — вся без исключения; мы одни — и должны остаться одни». Война идет от сотворения мира. С покон веков Русь — это осажденная крепость. Где все эти шведы, чингизханы, наполеоны, гитлеры? Их нет в списке победителей. Почему? Потому что Бог хранит Россию. Митрополит Иоанн (Снычев) приходит к выводу: «Русская цивилизация периодически восходит на крест и умирает. И некоторое время пребывает во гробе. Но потом каждый раз каменная плита надгробия сдвигается таинственными силами, и русская цивилизация воскресает. В этом ее пасхальный смысл — ее постоянное пасхальное возрождение».
Ведущий рубрики Олег Губертов