«Святая к музыке любовь…»
Людмила Викторовна Кузнецова — учитель музыки, истории и рисования в Константиновской средней школе. Победитель конкурса «Учительская весна» сразу в двух номинациях: «Фотография» и «Вокальное искусство». Вместе с дочерью Владой дуэтом они исполнили украинскую народную песню «Цветет торон». Кроме того, она еще и «человек-оркестр» в местной детской музыкальной школе
Родом она с Республики Казахстан, где находится соленое озеро Челкар в Уральской области (сейчас Западно-Казахстанская), по которому можно идти с километр, и даже взрослому человеку глубина будет небольшая.
ПО НАСЛЕДСТВУ
Отец — геолог, мама — учитель, поэтому семье приходилось постоянно менять место жительства, а воспитанием девочки до школы занималась бабушка.
Свое детство в Саратовской области Людмила Викторовна вспоминает с удовольствием: бабушка, имея от природы красивый голос, передаваемый из поколения в поколение, пению научила и внучку. Несмотря на то, что Люда была еще совсем маленькая, самую любимую их песню — «Ой, мороз, мороз…» — они выводили на два голоса. У них вся семья была музыкальная, все самоучки. Родители — дети войны, а в те годы было не до музыкального образования, лишь бы школу закончить.
ВСТРЕЧА С ВЕЛИКОЙ АРТИСТКОЙ
В театр, располагающийся неподалеку, очень часто со своими постановками приезжали артисты вольского, московского и других театров. В этой атмосфере творчества и выросла Людмила. Получилось так, что заезжие артисты обычно квартировали и столовались в доме бабушки. Однажды прошел слух, что приезжает известная певица, исполнительница русских народных песен и частушек Мария Мордасова. Девочке очень хотелось увидеть именитую артистку, а когда к Людмиле подошла женщина и долго расспрашивала о том, о сем, она ее даже не узнала. «Бабушка, ну где же Мордасова?», — недоумевала девочка. «А ты с кем сейчас говорила-то?», — рассмеялась та.
Позже начался концерт, и бабушка с внучкой расположились как всегда в первом ряду на почетных местах поближе к сцене. И вот вышла она…. Только тогда в этой женщине, облачившейся в красивый русский народный костюм, девочка узнала великую певицу. Больше поговорить с ней возможности не представилось.
НЕЛЕГКИЙ ПУТЬ К МЕЧТЕ
Когда Людмила подросла, и пришло время пойти в школу, родители уже перестали ездить по командировкам и забрали дочь к себе. Мама мечтала дать Людмиле музыкальное образование. К сожалению, в поселке Макарово Приурального района тогда не было музыкальной школы, а от города их отделяли примерно 25 километров. Как-то в школу приехали преподаватели из музыкальной школы и стали отбирать детей в хор: девочка оказалась в их числе. Занятия она посещала всю начальную школу, а также обучалась игре на фортепиано. Пока не начались проблемы с дорогой: грязь, слякоть, — преподаватели перестали приезжать. Казалось, что на этом все бы и закончилось, но…
В поселок по направлению приехал главный инженер, его жена, музыкант по образованию, из бывших хористов создала своеобразный кружок, где преподавала всего один предмет — фортепиано. И двенадцать девчонок, среди них и моя героиня, брали у нее частные уроки.
Так случилось, что по направлению партии эта семья переехала в другое место, а родителям Людмилы педагог посоветовала продолжить обучение дочери музыке. Девочку определили в музыкальную школу, но из-за незнания сольфеджио посадили не в 4-й, а в 3-й класс. Первое время приходилось нелегко, она долго не могла понять, что такое сольфеджио: для чего, почему и зачем нужно петь по нотам? Благодаря музыкальному слуху девочка пыталась воспроизводить мелодию наугад, но надо было по нотам и долям, которые с непривычки путались в голове. А самое сложное — написание диктанта на слух — играть мелодию, а еще и записать ее нотами и ритмически оформить. С присущим ей упорством Людмила ходила одновременно в две группы, делала двойное домашнее задание: очень хотелось достигнуть уровня городских девчонок. И своего добилась, несмотря ни на что. А случалось разное. Однажды, возвращаясь из города с занятий, чуть не утонула в полынье: на улице уже стемнело, а дети шли домой по речке. Родители забили тревогу, но к 12 часам ночи они вернулись, мокрые и промерзшие.
А самым ярким воспоминанием того времени был огромный актовый зал в музыкальной школе с двумя роялями. Каждые два месяца там давали академический концерт: нужно было выступить в зале, где собирались все преподаватели и учащиеся. «Сидишь и ждешь, что сейчас тебя объявят, и сердечко стучит в ожидании своей очереди. А потом, когда слышишь свое имя, идешь на ватных ногах к инструменту, ничего не видишь вокруг, только стук шагов раздается в этом огромном зале, подходишь к роялю и, играешь, можно сказать, «на автомате», — вспоминает Людмила Викторовна. Она всегда активно участвовала в конкурсах. И с благодарностью вспоминает своих педагогов: самый первый — Надежда Сергеевна Белева, до сих пор преподает в музыкальной школе Клара Аблаевна Уразова, позже, в училище — Надежда Сармолдиевна Хамитова, педагоги по хору — супруги Ригель и Севаш, по фортепиано — Ирина Александровна Цвирко.
ГРАНИТ НАУКИ
После окончания пяти классов музыкальной школы в музыкальном училище объявили новый набор, Людмиле тогда не доставало двух лет для поступления. Но в то время стало уже тяжело добираться до города, и преподаватель предложила попробовать ей свои силы. Вступительный диктант по сольфеджио прилежная ученица написала на «пять» и, с блеском сдав все необходимые испытания, прошла по конкурсу. Спустя полгода в музыкальной школе на концерте филармонии одна из преподавателей, узнав свою ученицу, спросила: «А ты что на сольфеджио не ходишь?». Сначала — немая сцена, а после минуты молчания она с гордостью ответила, что уже учится в музыкальном училище. Наконец-то Людмила добилась поставленной цели, труд сделал свое дело, и она встала на один уровень с городскими воспитанницами.
Хотя на первом курсе училища она не знала музыкальную грамоту, приходилось наверстывать ускоренными темпами учебную программу за два недостающих года, при этом всегда была лучшей ученицей.
Гранит науки давался нелегко. Ее педагог, Надежда Сармолдиевна Хамитова, будучи очень требовательной и упорной, каждое «окно» в своих часах использовала для занятий с Людмилой. А ведь кроме того, пятнадцатилетней девчушке приходилось самостоятельно готовить еду, так как она жила в общежитии, писать рефераты, проводя часы в библиотеке. С занятий возвращалась поздно, в половине одиннадцатого, в коридоре к этому времени горела всего одна лампочка (в одиннадцать электричество в общежитии выключали совсем), при свете которой учили уроки такие же, как и она, восьмиклашки. А в свой единственный выходной, в воскресенье, очень хотелось съездить домой, он находился через речку, что не всегда удавалось из-за большой занятости. На уроках физкультуры возникало желание напрямую махнуть на лыжах через речку, всего каких-то 10 километров, но не отпускали. А все мысли были об отчем доме. На занятиях порою от этого лились слезы в три ручья, на что педагог однажды ей сказала: «Я тебя отучу плакать!». Еще она научила Людмилу трудиться до достижения наилучшего результата. Потом, конечно, все это ей очень пригодилось в институте.
Шанс поступить в Уральский педагогический институт тогда выпадал один из ста: некоторые поступали по 2-3 раза, конкурс был 6 человек на место. Выпускница музыкального училища работала в музыкальной школе Приурального района и не оставляла планов получить высшее образование. Однажды, увидев объявление в газете, в ее душе затеплилась надежда… Муж и мама поддержали, и в 1992 году она поступила на отделение «Музыка и педагогика». В маленькой комнате, где они ютились семьей с маленьким сыном, было все только самое необходимое, тут же стояло и пианино, за которым по ночам ей приходилось готовиться к занятиям.
Все экзамены Людмила Викторовна сдала на «отлично». Стойкий характер и выдержку, закаленные годами обучения в училище, воспитали изнуряющие репетиции и концерты, когда иной раз хотелось все бросить. А в институте, например, пение в хоре приносило неземное удовольствие, ради которого студентки готовы были часами стоять на специальных подставках с прямой спиной и изучать новые программы. В институте она получила специальности: «Методист по воспитательной работе», «Дирижер-хоровик» и «Фортепиано».
НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ
По окончании высшего учебного заведения работала в музыкальной школе Саратовской области, в том селе, где прошло детство и жили родственники. Позже семья Кузнецовых переехала в Казахстан, там родилась дочь Влада. Кто мог знать тогда, что им предстоит пережить: по полгода не платили зарплату, свет горел один час в сутки, отсутствие воды. Так они оказались в числе вынужденных переселенцев и судьба привела их в Константиновку, где они живут уже пятнадцать лет.
Почти двадцать лет Людмила Викторовна не имела возможности работать по своей специальности из-за всевозможных жизненных перипетий: распад Советского Союза, перестройка и других. Пока в 2004 году в Константиновке не открыли филиал детской музыкальной школы. Казалось, что она уже потеряла навыки, знания, но нет… все восстановилось само собой. Самый первый набор был 25 детей, также Людмила Викторовна преподавала уроки музыки в общеобразовательной школе и детском саду. Музыкальный инструмент отыскали в клубе — старый аккордеон, к которому прикрепили ремни от гитары. Осваивать игру на нем пришлось за одну ночь. Спустя два года привезли списанное фортепиано, которое служит преподавателю и учащимся до сих пор.
Сейчас в здешней музыкальной школе занимаются 6 человек из Константиновки и Малой Глушицы. Людмила Викторовна Кузнецова преподает игру на фортепиано и теоретические предметы: сольфеджио, музыкальную литературу, теорию музыки. С сожалением ей приходится констатировать, что изменились жизненные ценности, времена, для многих родителей стала непосильной плата за обучение. Хотя способных детей Людмила Викторовна старается все же убедить продолжать занятия музыкой. А во времена ее детства музработники всегда были «на вес золота». Вспоминает, как однажды к ним в школу на практику приехал молодой юноша, и они разучивали песню «Вы слыхали, как поют дрозды?». «Мы, пятиклассники, с удовольствием тогда пели эту взрослую песню. А сейчас в мире разнообразных занятий и высоких компьютерных технологий выбор огромен и, увы, не всегда в пользу искусства».
И ничего случайного в жизни не бывает. После окончания музыкального училища другие выпускницы поступали на литературный и исторический факультеты, а она осталась верной выбранному пути. Да так вышло, что в школе пришлось преподавать историю, которую она безумно любит и ей нравится этот предмет. Вот уж поистине, неисповедимы пути Господни.
«ПОТОЛКА НИКОГДА НЕ БУДЕТ»
… Два года назад Людмила Викторовна побывала в Уральске в стенах родного училища. Как выяснилось при встрече с преподавателем, с ее курса только трое не изменили своей специальности. Остальные из нее ушли. Чего бы это не стоило, Людмила Викторовна Кузнецова добилась поставленной цели: получила начальное и высшее музыкальное образование, имеет две категории: высшую и 13 разряд, о своем выборе никогда не жалела и не жалеет, с энтузиазмом и большим желанием отдавая знания своим ученикам.
А еще своим детям. Сын уже вырос. А вот дочь Влада окончила музыкальную школу с красным дипломом, сдав на «отлично» госэкзамен и отыграв госпрограмму за 13 минут вместо 25 положенных. Правда, артистка по своей природе, сейчас она только поет, вместе с мамой участвует в различных конкурсах. Второй год выступают на межрайонных фестивалях бардовской песни.
И сын, и дочь очень хорошо рисуют, это тоже передалось от мамы. Очень часто работы Влады отправляют на конкурсы различного уровня. Ее картина «Полет Валькирии» произвела впечатление на членов жюри одного из всероссийских конкурсов, которых удивило, что это работа непрофессионала. В этом году она участвовала в конкурсе «Родная глубинка», а к приближающемуся юбилею Победы Влада готовит новую работу.
В прошлом году литературная композиция «Посвящается детям Беслана», в основу которой легли стихи Влады собственного сочинения, заняла первое место на областном конкурсе «Патриотическое воспитание».
Все лучшее продолжилось в дочери. Природная музыкальность, которую она чувствует всеми фибрами души, — этот дар отмечали также на всевозможных конкурсах. Но Влада мечтает стать переводчиком. Ей это нравится и иностранные языки легко даются.
…Учитель Людмилы Викторовны всегда говорила: «Потолка никогда не будет». Это самое главное — человек постоянно должен развиваться и двигаться вперед, а еще видеть результаты своей работы и отдачу, тогда хочется творить и покорять новые вершины.
Ольга Елистратова
Фото Светланы Дьяченко