Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

«Моя земля, святая глушь. Хранитель — ангел русских душ»

 «Моя земля, святая глушь.

Хранитель — ангел русских душ»

   Есть на территории нашего района уголок, затерянный среди золотистых полей и густых лесных насаждений, куда хочется возвращаться снова и снова. Он неприметен с трассы, и только табличка с коротким  географическим названием указывает на дорогу, ведущую в него. Это поселок Гай.

   Местные жители часами готовы говорить о красотах окружающей природы, которой не коснулась рука цивилизации. Все они до конца жизни верны и преданны клочку земли, земли надежд, где рождались и откуда уходили в последний путь их предки, где и они когда-то появились на свет и вместе с материнским молоком впитали в себя любовь к этому краю.

Дубрава, роща, чернолесье…

   А зарождалась эта легенда 141 год назад. Сегодня благодаря большому краеведческому труду Русяева П.Я. известно, что первыми населенными пунктами нашего района были Глушица (ныне Большая Глушица) и Константиновка, основанные в последней четверти XVIII века. Сразу же после заселения Константиновка стала крупнее. Большая численность жителей явилась причиной выделения из этого села старообрядцев, произошло данное событие в 1873 году. Они-то и образовали поселок на правом берегу Иргиза, напротив Малой Глушицы, дав название Верхний Гай. Слово «гай» означает дубрава, роща, чернолесье, небольшой лесок, по этому признаку и поименован поселок. Он буквально утопает в зелени деревьев, кустарников и садов.

   Крестьяне возделывали землю, выращивали хлеб, растили детей, пережили неоднократные засухи и неурожаи, голод и эпидемии. Так или иначе, но на начало 1922 года в поселке насчитывалось 220 человек.

   Все население трудилось либо в колхозе «Дружба», третье отделение которого находилось на территории Гая, либо в питомнике. Два гурта дойных коров, отары овец, обширные поля с колосящимися хлебами — теперь трудно представить подобную картину. В двух плодовых садах питомника выращивали яблоки, вишню, смородину, а также овощные культуры: капусту, картофель, которые затем распространяли по школам и детским садам. Подумывали даже о строительстве консервного завода, но этим грандиозным планам не суждено было сбыться: помешала перестройка. 

   В настоящее время поселок насчитывает 12 жителей. Все они находятся в преклонном возрасте, а потому им помогают соцработники Оксана Борзова и Оксана Ильина. На некоторое время возникали проблемы с обеспечением населения питьевой водой. Удалось же решить этот вопрос два года назад, именно тогда пробурили 5 скважин. В домах печное отопление. Силами администрации сельского поселения Малая Глушица в поселке наводится порядок, своевременно обкашивается дорога в летний период и чистится от снежных заносов зимой. Несмотря на трудности, глава поселения Ю.И.Щербаков делает все возможное, чтобы жизнь людей стала комфортнее.

маленький рай

   «Нет на свете места милее нашего Гая», — уверена Елена Федоровна Карнаухова. Вся ее жизнь связана с этим степным поселком. Она родилась в многодетной семье, родители работали в колхозе «Дружба». У людей ее поколения непростые судьбы, и истории каждого во многом схожи. Все процессы, происходящие в стране, отражались на жизни простого сельского труженика, который из года в год пахал землю, сеял и убирал хлеб. Именно поэтому из воспоминаний детства — голод и холод. Одежды не было, из еды — трава, а о хлебе и овощах приходилось лишь мечтать. Семью Елены спасало только собственное подворье: 10 кур и кормилица-корова, да и то полученное сливочное масло сдавали в виде налога в колхоз.


 

   Вкус труда она познала с малолетства, в летний период работала в колхозе, а в остальное время училась. Вместо зарплаты — 100 граммов ржаной муки в день. 

   — Помню, как зимой ездили за соломой с такими же, как я, сельскими ребятишками, — рассказывает она. — Утопая в огромных родительских фуфайках, замерзая от трескучего мороза, мы брали солому из стога, отряхивали ее от снега и складывали на телегу. Но как бы трудно не было, жили весело и дружно. Тогда соседи были сродни родственникам, постоянно навещали друг друга. Соберутся вместе, песни поют, частушки, смех звучит.

   Повзрослев, она полюбила  соседского парня Евгения. Едва он отслужил в рядах Советской Армии, поженились, а потом родилась дочь Галина. Женщина бралась за любую работу. Сегодня ее общий трудовой стаж составляет более сорока лет.

   Много воды утекло с тех пор. Выросла дочь, нашла свою судьбу в областном центре, подарила родителям внучку. Сейчас Елена Федоровна перешагнула 80-летний рубеж, впрочем, как и все жители поселка. Однако она не привыкла сидеть без дела: большой огород без единой травинки, на грядках ровными рядами стоят пушистые кустики картофеля, плетутся огурцы, дыни и арбузы, созревают помидоры. Чистота и порядок не только в доме, но и во дворе, а в палисаднике красуются цветы — другое ее увлечение. Из домашней живности остались коза с козленком и овца, хотя еще не так давно она держала две-три коровы.

   — Здесь как в раю, — улыбается моя собеседница, — воздух чистый,  весело щебечут птицы, а вокруг необыкновенной красоты ландшафт. Были времена, когда всех нас звали в Малую Глушицу, даже предлагали жилье построить, но никто не согласился покинуть эти чудные места.

Сплетение судеб

   Солидарна с ней и ее сестра, Антонина Федоровна Першина, которая также не захотела переезжать в другое село. Да и как иначе, ведь здесь с каждой веточкой, травинкой и пригорком связаны самые теплые воспоминания.

Moja zemlja svjataja glush Hranitel - angel russkih dush 2

 

   Ее трудовая деятельность началась в колхозе, куда пришла после окончания 6 класса, чтобы помочь родителям поднимать младшеньких. Работала на прицепах, трудилась в питомнике, сажала и пропалывала грядки с овощами, а в последние годы перед уходом на заслуженный отдых была телятницей. У нее 40 лет трудового стажа.

   Рассказывает, как весело жили, каждый день ходили в кино и на танцы в клуб, что находился в Малой Глушице. В 1948 году вышла замуж за местного паренька Ивана, который работал в колхозе трактористом. Потом родились сыновья — Николай и Василий. Жили они в любви и согласии, работали, растили детей. Во многом помогало подсобное хозяйство.

   Выросли дети и сейчас живут в Самаре, но свою мать не забывают, частенько навещают ее. Зная о давнем увлечении Антонины Федоровны — цветоводстве, всякий раз привозят ей новые сорта декоративных растений. В палисаднике горделиво смотрят на прохожих  гвоздики, георгины, лилии. Рука хозяйки чувствуется и во дворе, заботливо засаженном цветами. Повсюду чисто и аккуратно, и это несмотря на солидный 86-летний возраст!

 …А родина зовет

   Любовь к родному краю объединяет жителей, среди них супруги Василий Никифорович и Александра Андреевна Наумовы. Вспоминая о своем детстве, Василий Никифорович подтверждает рассказы односельчан о нелегких временах. После двух классов школы он бросил учебу, так как не в чем было ходить на занятия. Начал трудовую деятельность в колхозе, а позже уехал в город, поступил в ремесленное училище. Но родная сторона позвала к себе, и он вернулся домой. Работал наравне со всеми в поле, возил на продажу в город сельхозпродукцию от колхоза.

   Днем трудились, а вечером шли отдыхать в клуб, куда из округи стекалась вся молодежь. Заприметил он симпатичную Александру, а через некоторое время сыграли свадьбу. Постепенно построили собственный дом, он работал скотником, а она — дояркой. Воспитали сыновей: Николая,  Виктора и Александра. Сейчас их главное богатство — 10 внуков и 3 правнука. Дети проживают в Малой Глушице, часто навещают родителей, окружив их своей заботой и вниманием.

«Крестьянская душа»

   На благодатной земле Гая взращиваются истинные таланты, ведь где же еще слагать стихи, изливая в них веками накапливаемую народную мудрость, как не в самом сердце природы?

   Вырос здесь и самобытный поэт Александр Васильевич Наумов, посвятивший малой родине такие строки: «Верхний Гай — мне отрада, жить в глуши не стыжусь. Мать стыдиться не надо. Что живу здесь, горжусь!»

Moja zemlja svjataja glush Hranitel - angel russkih dush 3

 

   — Я больше нигде не встречал таких добрых людей, как здесь, в моем Гае, — делится он. — Для меня этот поселок — как руки матери, ему на веки принадлежит кусочек моей души.

   На краю поселка и сейчас есть холмистая возвышенность, называемая в народе «шишкой», откуда обозреваются окрестности. Будучи обычным деревенским сорванцом, туда любил бегать и Александр. Раньше в этом местечке в изобилии росли белые, желтые, красные и даже встречались  необычные, черные, тюльпаны.

   — Мы радовались, когда находили черный тюльпан, — рассказывает Александр Васильевич. — Почему-то у нас такая находка считалась удачей. А еще любили собирать душистые травы, в том числе солодку, которая придавала чаю приятный аромат.

   Еще до школы Александр начал писать стихи.  От других ребят мальчика отличал иной взгляд на мир, он вслушивался в звучание слов — так рождались первые неосознанные поэтические опыты.

   Выпускник Малоглушицкой школы, он отслужил в армии, переехал в Уфу, где с отличием окончил школу милиции. Трудился в уголовном розыске старшим оперуполномоченным, а затем в ведомственной охране «Баштрансгаз». Но судьба распорядилась по-своему, и он вернулся в Большеглушицкий район. И не прекращал писать стихи, делая это всегда исключительно для души, никогда не стремясь тиражировать Богом данный талант. Читатели «Степных известий» могли познакомиться с творчеством Александра Васильевича посредством газетных публикаций и по вышедшему в свет сборнику стихов под названием «Крестьянская душа», что как нельзя более точно отражает его привязанность к родным местам.

   Жители поселка ведут размеренный образ жизни, наслаждаясь каждой минутой своего бытия. Ибо нет ничего лучше малой родины, с которой навсегда связан невидимыми нитями.

Елена Мамонтова

 Фото Светланы Дьяченко