Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Из огня да в полымя

 

Из огня да в полымя

   Коренной глушичанин Анатолий Владимирович Лядов после окончания средней школы №2 поступил в Куйбышевский радиомеханический техникум, а оканчивал уже самарский техникум космического машиностроения по специальности «Техник — технолог». Для девятнадцатилетнего юноши пришло время отдать долг родине, и он оказался в Софринской бригаде оперативного назначения, располагавшейся между Москвой и Ярославлем. Новобранцам вскоре выдали милицейскую форму и приказали нести службу по охране общественного порядка, так сказать, быть помощниками ППС. Вскоре они уже охраняли и столичную мэрию, здание МВД России, ВДНХ и другие важные учреждения, патрулировали по Москве.


   Шел 1993 год. В это время решалось будущее страны, и Анатолий оказался в самой гуще этих событий. Именно их третий батальон радиовещания Софринской бригады в один из тех холодных октябрьских дней находился у здания телецентра «Останкино», где безумствовала многотысячная толпа, непредсказуемая в своих действиях.

   Государственный переворот, названный путчем, унес жизни людей, среди которых были и военнослужащие. 120 новобранцев, отслуживших всего три месяца, одними из первых приняли удар разъяренной толпы. Наблюдая за суетой и неразберихой, Анатолий увидел, как будто кадр из боевика, мимо него прошел мужчина с ручным гранатометом. Как во сне, он услышал взрывы и свист пуль. Пули от ближайшего здания рикошетили в их ЗИЛ — 131, дырявя кузов. Последовав примеру одного из бойцов, все парни залезли под машины. Это и спасло им жизнь.

   Пробыв тут сутки без связи, они вернулись в часть, где командир был немало обрадован их возвращению в полном составе, он уже и не мог на это надеяться. Вот такое боевое крещение выпало тогда на долю нашего солдата.

   До этого эпизода октябрьского противостояния софринцы несколько раз стояли перед Белым домом. Тогда только колючая проволока отделяла их от «путчистов», Анатолий отчетливо видел их лица и оружие. Враги агитировали солдат, предлагали деньги, но в их части не было предателей. Привыкнув за время службы к милицейской форме, вернувшись домой, Анатолий устроился рядовым ППС, потом стал старшим инспектором по делам несовершеннолетних.

«ГОРЯЧАЯ ТОЧКА»

   В 2001 году Анатолия вместе с сослуживцами направили в командировку в Чечню в село Ведено. Глушичане ехали в место, еще не остывшее от запаха пороха первой Чеченской войны, пропитанное свежими воспоминаниями о расправе над пермскими милиционерами, потрясшей всю страну. Дома Анатолия ждала любимая семья — жена Татьяна и двухлетний сын Артем.

   Добравшись на поезде до Дагестана, мужчин посадили на бронепоезд. Впереди саперы обследовали рельсы, поэтому бронепоезд шел очень медленно, едва ли быстрее бегущего человека. Потом летели на вертолетах, а после ехали колонной до самого Ведено.

Iz ognja da v polymja 2

   Милиционеры — самарцы со всей области поселились во временном отделе внутренних дел. Раньше это была крепость, построенная еще в царские времена. Быстро наладив немного неуклюжий военный уют, они приступили к выполнению заданий — поиску боевиков, зачистке, проверке паспортного режима, обеспечению безопасности движения колонн, адресной проверке, досмотру транспорта. Под этими сухими понятиями кроется нечто большее, то, чем не хочет делиться Анатолий Владимирович. Но именно благодаря четкой работе самарских милиционеров боевикам тогда не давали «поднять головы».

   «В советские времена в этом месте была здравница, здесь успешно лечили от туберкулеза, отшучивается сейчас Анатолий Владимирович, — поэтому, считай, на курорте побывали».

НЕ ВЕРЬ ГОРНОМУ ЭХУ

Добро и зло всегда соседствуют рядом. Так и эхо войны в виде разорванных фугасов, подорванной техники, окопов и траншей из деревьев мирно соседствуют со своеобразной природой Северного Кавказа. Густые туманы, глубокие ущелья, горы, поросшие буком, каменистая местность не могут не заворожить жителя глушицких степей. Особенно Анатолий любил смотреть с горы на озеро, в котором водилась форель, но ближе подойти так и не удалось. Из — за постоянной измороси одежда была мокрая насквозь, температура воздуха зимой не опускалась ниже отметки минус десять градусов. Деревья грецкого ореха, которых там в изобилии, были усыпаны плодами, да только осмелиться подойти желающих не было —  везде растяжки.

   Быстро пролетели три месяца. Значок «Участник боевых действий» он получил около памятника погибшим сотрудникам милиции из Перми. Этот момент до сих пор бережно хранится в семейном архиве, на фото видно, как на обелиске сотне погибших милиционеров цветут живые цветы. По дороге домой их вертолет со 150 бойцами на борту был обстрелян уже на первых минутах полета. Вызванный техник, оценив положение, поздравил мужчин со вторым днем рождения… Хвост вертушки напоминал дуршлаг. Стреляли по вертолету два боевика из одного из веденских домов…

ОПЯТЬ ТУМАНЫ ВЕДЕНО

   В 2003 году Анатолий опять оказался в Ведено, теперь уже в «горячей точке» он находился полгода. Местность было не узнать — никаких амбразур и следов войны, на месте полуразрушенных, покосившихся домишек появились добротные дома, словом, милая поселковая суета. В первую командировку света в окнах увидеть было нельзя, теперь Ведено напоминало вечерний город, и даже открылось кафе. Значительно разросся рынок, на котором можно было приобрести продукты первой необходимости. Это было уже другое село, и милиционеры, привыкшие к артиллерийским обстрелам со склонов гор, отметили в нем разительные перемены.

   Жили они в том же временном отделе внутренних дел, в модулях, построенных ими же еще в 2001 — м. Здесь Анатолий встретил свое тридцатилетие.

   Нельзя не отметить, что мирные жители радушно встречали самарцев, как и в первый раз. И бойцы с удовольствием наблюдали за тем, чем так гордится кавказский народ: красивые старинные обычаи, особое приветствие и глубокое уважение к старшим.

   Здесь свято чтят закон предков — пригласить гостя в дом, согреть, накормить. Также эта республика славится долгожителями. Анатолий рассказал, как однажды бойцы ехали на бронемашине, техника тяжело поднималась в гору, однако, их с легкостью обогнал старик с бадиком. Потом выяснилось, что пожилой человек уже разменял восьмой десяток. А ночью опять повторялась горькая армейская истина: война — не только доблесть, мужество и отвага. Это кровь, боль, грязь, горечь потери.

НА СТРАЖЕ ПРАВОПОРЯДКА

    В 2005 году Анатолий Владимирович перевелся в оперативные дежурные, где работает и до сих пор. Вместе с супругой Татьяной они воспитывают двоих сыновей — четырнадцатилетнего Артема и пятилетнего Илью.

   23 февраля Анатолия Владимировича, как и всех мужчин нашей страны, будут поздравлять с Днем защитника Отечества. И можно с уверенностью сказать, что это его праздник, праздник мужчины, прошедшего две «горячие точки», ставшего свидетелем событий 1993 года в Москве, почти двадцать лет отработавшего в органах внутренних дел.

Алина Мамина

Фото из семейного архива