Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Подвиг сержанта Фокина

Увековечить имя Героя

   В минувший четверг в историко-краеведческом музее прошло мероприятие, посвященное памяти Фокина В.И., организатор которого Большеглушицкий совет ветеранов. В этом году, 17 октября, семьдесят лет назад Владимиру Ивановичу посмертно присвоили звание «Герой Советского Союза».

122-614

   Духовной песней «Молитва» в исполнении хора ветеранов «Добрая песня» присутствующие почтили его память. Один за другим мелькают кадры кинохроники времен Великой Отечественной войны, и в этот момент каждый понимает, какова цена доставшейся нам Победы. Негромко, словно боясь потревожить души солдат, сложивших головы на полях сражений, но так отчетливо, что поэтические строки врываются в душу и сердце сидящих в зале, ребята из подросткового клуба «Ритм» Арина Никитченко, Юлия Чувашина, Лидия Поставная и Алексей Герасимов читают стихи о войне. Стихи собственного сочинения о земляке прочел А.А.Кирилин. Внимательно слушали собравшиеся рассказ Нины Яковлевны Жильцовой о жизни и подвиге Фокина В.И. Также было озвучено предложение о создании новой мемориальной доски как дань памяти Герою Советского Союза.

   Особую ауру создали участники хора ветеранов «Добрая песня», ведь песни, которые они исполняли, звучали в унисон с мыслями и чувствами собравшихся. И это также отметил в своем выступлении член общественной палаты Самарской области, председатель областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, помощник депутата Государственной Думы И.А.Сахаров. Он горячо поддержал идею увековечить имя Фокина В.И., поставив на его малой родине памятник, и эту глубочайшую тему пообещал затронуть при встрече с губернатором. «Но, тем не менее, инициатива должна исходить от самого населения», — подчеркнул Иван Алексеевич. 

   «Раньше улица Фокина называлась Курской, — рассказывает председатель Совета ветеранов Т.Ф.Морозова, — а в 1965 году, в двадцатую годовщину со Дня Победы, была переименована в честь Героя Советского Союза. И символично, что на мероприятие  приглашены жители этой улицы». И сейчас здесь проживают вдовы ветеранов Великой Отечественной войны В.В.Мокшина, А.Г.Крюкова, труженики тыла В.А. Уварова, С.И.Некипелов, ветераны труда Р.Н.Сараева, Р.М. Гусева и другие.

   В заключение мероприятия все отведали поминального пирога, предоставленного ООО «Михайловское 2» (директор Т.А. Некипелова).

Елена Мамонтова

 122-616

Подвиг сержанта Фокина

   «Ты знаешь, сын, — сказала как-то мать, —  а ты ведь стал отца гораздо старше…» С этих поэтических строк десять лет  назад начал разговор с нами сын Фокина Владимира Ивановича – Анатолий

   Владимир Иванович Фокин родился в 1897 году в Большой Глушице. Здесь он женился на учительнице Марии Ивановне, дочери священника Покровской церкви Сахнова Ивана Васильевича. В нашем селе у них родилось четверо детей. Двоих не стало в младенчестве, а Борис, 1925 года рождения, и Анатолий — 1927-го, выжили. В молодости, еще до женитьбы, Владимир Иванович служил в Чапаевской дивизии. Там он заболел сыпным тифом и его, больного, привезли домой. Но благодаря своей бабушке он выздоровел.

   Шло время. Появилась семья. Владимир Иванович выстроил крепкий, добротный дом на улице, ныне носящей его имя. Вступил в колхоз, и казалось, жизнь налаживается. Но вскоре стали утверждать, что религия — опиум для народа, в связи с чем приступили к ликвидации церквей. Фокин вступился за священника — тестя, которого все же сослали в 1931 году. Семью же самого Владимира Ивановича выселили из дома, в котором затем организовали инкубатор.

   Чувствуя, что наступает смутное время, он в 1932 году вместе с семьей уехал из Глушицы. На тот момент ему было 35 лет. Обосновались в селе Рождествено, жена работала учительницей, а он был занят на разных работах. В 39-м в крепкой дружной семье родилась дочь Люба.

   Вскоре для нашей страны настал роковой день — 22 июня 1941 года — день начала Великой Отечественной войны. Владимир Иванович ушел на фронт в первые месяцы войны. Его направили на краткосрочную учебу в школу сержантов-артиллеристов, истребителей танков. А через четыре месяца на передовую — Центральный, Воронежский фронт.

   В декабре 42-го призвали и сына Бориса. Он воевал в пехоте рядовым солдатом. Не часто приходили весточки родным, но все же солдатские треугольники утверждали, что воины Фокины живы. Началась битва на Курской дуге. Владимир Иванович сражался на Первом Украинском, Борис — на Втором Белорусском. В конце сентября 43-го в семью пришел казенный конверт. Мать охнула! Когда Анатолий вскрыл его, в нем оказалась похоронка на Бориса, в которой сообщалось, что он погиб смертью храбрых при освобождении Орла 18 августа 1943 года.

    Война продолжалась. Одержав победу на Курской дуге, наши войска форсировали Днепр и подготовились к освобождению Киева. Об этом писал в своем последнем письме сержант-артиллерист Владимир Фокин. Больше писем не пришло. Как-то мать по делам зашла в сельский Совет и случайно услышала разговор, что похоронку на Владимира Фокина надо придержать, так как всего несколько месяцев тому назад была похоронка на сына. Но раз она услышала такую горькую весть, похоронку ей отдали.  Сержант Фокин В.И. погиб в жестоком бою с фашистскими танками 6 октября 1943 года при освобождении Киева.

    Шел 1944 год, Анатолию исполнилось семнадцать. Он рвался на фронт отомстить за отца и брата, и был призван в декабре, но на фронт не попал. Отслужив пять лет в армии, он остался на сверхсрочную службу и прослужил более двадцати лет.

    О том, что отцу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, узнали не сразу. Это уже воспоминания Любови Владимировны. Матери назначили повышенную пенсию, но очень маленькую. Семья жила очень скудно. Люба окончила среднюю школу и поступила в Куйбышевский швейный техникум в надежде, что профессия швеи будет неплохим подспорьем в жизни.

    При подготовке ко Дню Победы в середине пятидесятых прошлого века Люба случайно обмолвилась учителю, что ее отец Герой Советского Союза. Учителя это заинтересовало. Приехав к матери Любы, посмотрев документы и узнав, что Мария Ивановна получает минимальную пенсию, учитель начал хлопотать. Оказывается, семья Владимира Ивановича имела право на персональную пенсию. Но Мария Ивановна, будучи скромным человеком и, видимо, помнив, как обошлись с семьей священника, долго от пенсии отказывалась.

    Любовь Владимировна в годы войны была малолетней, поэтому почти ничего не помнит. Рассказывает, в основном, со слов матери. А теперь, когда несколько лет назад в результате тяжелой болезни ушел из жизни ее брат, она единственная из прямых потомков Фокина В.И. Но у Владимира Ивановича и Марии Ивановны растут внуки и правнуки. И старший внук, сын Анатолия Владимировича, носит имя своего дедушки. Проживает Владимир Фокин в Самарской области и в январе следующего года отпразднует свое шестидесятилетие.

Нина Жильцова