Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Память её сердца

Память её сердца

22 июня 1941 года Германия напала на нашу страну, началась Великая Отечественная война, унесшая жизни миллионов соотечественников. Вспоминая погибших,  во многих странах в этот день приспускают государственные флаги

   Мария Яковлевна Епифанова — вдова ветерана войны, Епифанова Петра Андреевича, который за боевые заслуги был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны второй степени, другими наградами, ему также присвоено звание капитана. Сама Мария Яковлевна посвятила себя медицине, ее общий стаж работы в этой сфере — более сорока лет.

   Родом из села Пущино Рязанской области, она была третьим ребенком в многодетной семье Карасевых. Жили они по тем временам неплохо. Отец, Яков Тихонович, работал чеканщиком-котельщиком на судоверфи и был мастером на все руки. Окружающие часто обращались к нему за помощью: у кого-то ведро прохудилось, другому нужно что-то залатать или отремонтировать — так он никогда никому не отказывал в помощи. Дом у них был большой, и одну его половину отец приспособил под мастерскую, где находилось множество разных инструментов, совершенно непонятных маленькой Марии, когда она в очередной раз подходила посмотреть, чем занят отец. Сыновьям, Николаю и Владимиру, передал он потом свои знания и способности.

   Мама юной Марии работала в колхозе. Благодаря умению искусно шить, превращая лоскуток материи в красивую вещь, дочери Натальи Петровны выгодно выделялись на фоне деревенской молодежи, всегда были хорошо одеты в разноцветные платья с модными тогда оборками и рюшами. Таким запомнилось Марии ее беззаботное довоенное детство, когда они с сестрами и братьями  не только делили пополам все домашние обязанности, но и весело проводили вместе время, играя в лапту, а еще ходили в лес за грибами и ягодами.

   Но в тот роковой день, 22 июня 41-го, жизнь мирных граждан в одночасье нарушила война. Из семьи на фронт ушла только сестра Клавдия, ведь у отца — бронь, а братья еще так малы. Да и самой Марии только-только исполнилось четырнадцать, и она, с раннего возраста примерявшая на себя роль медработника, решила стать медсестрой. К тому же медицинские специальности были жизненно необходимы в условиях военного времени. Она поступила в фельдшерско-акушерское училище, что находилось в Рязани, поселившись у родственницы. В это же время начались бомбежки города, существовала угроза его захвата, поэтому часто учеба прерывалась, а едва налеты прекращались, девушки снова принимались изучать медицину. Ее родное село бомбили еще раньше, и для Марии было настоящим чудом, что никто из родственников не погиб.

   Навсегда в ее памяти сохранилось, как спустя несколько месяцев после начала войны они убирали на своем огороде капусту, и вдруг в небе появился вражеский самолет. Недалеко от них проходила железная дорога, и самолет кружил, ожидая, когда встретятся два поезда, один из которых вез эвакуированных, а другой шел на фронт. Едва вагоны поравнялись, как тут же на них упала бомба. И это было страшно, ведь каждый день жизнь людей висела на волоске от смерти.

   Так, в постоянном страхе прошли три военных года, но в Рязань немцы так и не вошли. А в 44-м, после окончания училища, Мария была направлена на работу в освобожденный от оккупантов район Белоруссии — деревню Хатки. На фоне живописной лесной местности красовались добротные дома селян, потому что до войны там жили обрусевшие немцы. В отличие от других сожженных населенных пунктов, здесь почти все жилища остались в целости и сохранности, потому как  с захватом фашистами села в нем располагался их штаб.

   С первых дней семнадцатилетней девушке пришлось нелегко, но помогли прочные знания, милосердие и сострадание к людям. Она начала с организации фельдшерско-акушерского пункта, сама ездила за медикаментами, лечила больных, принимала роды и выполняла другие обязанности. Особенно тяжело было бороться с внезапно вспыхнувшей эпидемией сыпного тифа. Ей и самой не удалось избежать этого коварного заболевания.

   С наступлением долгожданной Победы восстанавливать разрушенное хозяйство Хатки приехала военная часть. И появление здесь военных стало для Марии судьбоносным — тогда и состоялось ее знакомство с будущим супругом, капитаном Епифановым, командиром саперной роты. После демобилизации Петр Андреевич добился перевода жены на свою малую родину, в Клявлинский район, где она несколько лет трудилась фельдшером, а затем заведующей фельдшерско-акушерским пунктом.

   Позже семья переехала в Большую Глушицу по месту назначения супруга. Рос послужной список и у самой Марии Яковлевны: эпидемиолог в санэпидемстанции, главная медсестра в районной больнице. Последней должности она посвятила двадцать один год своей жизни. На ее плечи возложили большую ответственность за подчиненных.

  И сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, она с гордостью и слезами на глазах вспоминает минувшее время, мужа, подарившего ей счастливые годы и дочерей, которые часто бывают в родительском доме, навещая ее. Но война, когда-то отнявшая у Марии Яковлевны молодость, нанесла ее сердцу незаживающую рану. И каждый год, 22 июня, она чтит память воинов, не вернувшихся с полей сражений.

Елена Мамонтова

Фото из семейного альбома