О вере и убеждениях
Приверженцы различных религиозных течений в последние годы проявляют немалую активность. Так, например, по некоторым сведениям в последнее время в Большеглушицком районе (в частности, в районном центре) появились Свидетели Иеговы.
Они распространяют свою литературу, ходят по домам, пытаются завязывать беседы. Временами действия их могут быть настолько настойчивы, что вызывают у человека раздражение. Специалисты отмечают, что в подобные течения чаще всего попадают люди, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, например, одинокие женщины и мужчины, матери-одиночки. Стать невольной жертвой такого влияния просто. Очень тяжело из-под него выбраться. Помните, что вера — это ваш личный выбор, право на который никто не может отобрать или навязать. Обратите внимание, что вход в православный храм или мечеть открыт для всех, и никто вас не потянет туда за руку, никто не станет убеждать в том, что вам жизненно необходимо туда заходить.
Это ваш и только ваш выбор. Как говорится, зов, веление сердца и души. Так кто же они — иеговисты? За ответом на этот вопрос мы обратились к настоятелю Михайло-Архангельской церкви отцу Алексию Белоцерковскому:
— Сегодня очень частыми стали случаи, когда к человеку, идущему по улице, обращаются разного рода проповедники с вопросами о вере и личных убеждениях. Такие сложные вопросы, касающиеся внутреннего мира человека, его духовного воспитания и мировоззрения, исповедания веры — настолько сложная тема, что, даже если и представляют интерес человека, то открыться и продолжить беседу готов не каждый. Во-первых, кто вы? И почему вы уверены, что мне необходимо делиться с вами своими убеждениями? Вот примерно такие вопросы возникают в душе у человека в ответ на любознательность незнакомцев.
И вместе с этим у человека остаётся смутное чувство, правильно ли он ответил? Не останется ли молчание на заданные вопросы о чтении Библии, почитании Иисуса Христа на моей совести как отречение от своей веры, от своих мировоззренческих убеждений? У некоторых людей невозможность уделить этому разговору достаточного времени, а иногда отсутствие внутренних и интеллектуальных сил, вызывает внутреннее раздражение. Имея в виду тот духовный вакуум, возникший в душе человека к концу XX века по причине антирелигиозной пропаганды советского периода, всякий вопрос о вере в Бога вызывает внутреннее смущение. И это довольно понятно — христианин в большинстве из нас в возрасте младенца, мы действительно очень мало знаем о православном христианстве, о вере наших отцов и дедов. Очень часто мы видим и признаём, что всё, что осталось от веры наших предков, это не совсем понятные традиции религиозного происхождения и обычаи. А новые храмы, сияющие куполами, ещё далеко не для всех стали духовным пристанищем, центром духовной жизни.
Именно такое духовное состояние наших народов породило явление, распространённое сегодня в нашей стране, — различные религиозные конфессии инородного происхождения навязчиво пытаются закрепиться в сердцах людей.
Итак, конфессия, чьи адепты появились на улицах наших населённых пунктов, официально именуется «Свидетели Иеговы». Сама эта конфессия имеет американское происхождение и восходит к личности Чарльза Тейза Рассела, родившегося в 1852 году в г. Питсбург. Здесь же он содержал небольшой галантерейный магазин. Духовные искания юношества Рассела провели этого человека почти по всем религиозным конфессиям современной ему Америки. К 20 годам будущий основатель «Свидетелей» останавливается на религиозных убеждениях адвентистов, проповедующих незримое Второе Пришествие Христово осенью 1874 года. Несвершившееся пророчество приводит к тому, что Рассел порывает отношения с общиной адвентистов и в 1879 году принимается издавать свои идеи в собственно организованном журнале.
Основная мысль религиозных воззрений Чарльза заключается в ожидании конца земной истории человечества и наступлении тысячелетнего Царства Христова, которое, по мысли американского протестанта, должно было наступить в 1914 году.
Официально оформление иеговистов в самостоятельную религиозную общину произошло в 1884 году. Основной вероучительной книгой «Свидетелей» является «Исследования Священного Писания», принадлежащего перу самого основателя. Сам Чарльз Рассел считал себя пророком, который получает откровение от самого Бога.
По мере написания книги всё очевиднее было явное несоответствие нового вероучения с традиционным американским протестантизмом. Чарльз решительно отверг главный христианский догмат о Святой Троице и огненно критиковал православный Символ Веры, — самое важное и близкое сердцу любого православного человека. В соответствии с учением «пророка» имя Божее — Иегова. Все остальные определения Бога греховны. Здесь проявилась элементарная богословская безграмотность самого Рассела. Возможно, ему не доводилось исследовать Писание на оригинальном языке — иврите. Так, если обратиться к древним манускриптам Писания, можно увидеть несколько имён Божиих, например — Элохим (Бог), Адонай (Господь). Имя Божее Яхве (Сущий) невозможно воспроизвести так, как оно произносилось на иврите во времена Моисея (примерно 1300 год до нашей эры). Ответ прост — иврит использовал только согласные буквы и совершенно не использовал огласовок, дающих верное произношение. Поэтому само произношение этого священного Имени предположительно и условно. Пройдя через большое исследование, это слово в западной богословской школе протестантского толка, к XVI в. приняло общеупотребительную форму чтения — Иегова. Именно с этим произношением была знакома протестантская мысль, современная Расселу.
В соответствии с принципиально самостоятельным пониманием Библии первые последователи Чарльза Рассела исказили или вообще убрали многие священные тексты, противоречащие их убеждениям. Так иеговисты отвергают Божество Господа нашего Иисуса Христа, отвергают сам факт распятия на Кресте. «Свидетели» называют Крест языческим символом и подвергают всех, носящих Его, различным оскорблениям. Истоки этой ненависти вполне очевидны, ведь, по словам св. апостола Павла: «Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1. 18).
Адепты этой конфессии не разделяют празднований и таинств, утверждённых Православным уставом. Таинство Причащения (Евхаристия) среди адептов этого движения называется «Вечерей воспоминания смерти Христа». Совершается она один раз в год — 14 нисана по иудейскому лунному календарю (иудейская Пасха). «Свидетели Иеговы» отвергают телесное Воскресение Иисуса Христа и считают, что Его земное тело было спрятано Иеговой до Страшного Суда, где будет использовано в качестве «вещественного доказательства» для неверующих. Это, конечно, никак невозможно примирить с важнейшим догматом православной христианской веры. Согласно учению Рассела орудиями сатаны, который управляет миром до Страшного Суда, являются светские власти государства, от общения с которыми должен воздерживаться «истинно верующий». Среди разных внутренних предписаний, касающихся гражданского долга каждого человека, широко известны запреты на приношение присяги, службу в армии, участие в выборах и деятельность в государственных органах власти.
Чарльз Рассел умер в 1916 году, пережив на два года объявленную им дату конца света. В последние годы его жизни в общине произошёл целый ряд конфликтов, которые во многом были вызваны тяжелым характером самого Рассела, его скандальным разводом с женой и многочисленными судебными процессами по обвинению его в финансовых махинациях и лжесвидетельстве.
Преемником Рассела на посту руководителя этого протестантского движения в США стал его бывший советник по юридическим вопросам Джозеф Франклин Рутерфорд.
Причиной появления людей, страстно проповедующих концепции «Свидетелей» в наших населённых пунктах, является всеобщее слабое, поверхностное знание самобытной православной духовной культуры народов нашего Отечества. Богатейшая культура русской религиозной мысли, выраженной в русской литературе, в писании святых отцов, пока ещё сегодня остаётся вдали от живого интереса российского общества.
Глубокий психологизм Ф.М.Достоевского, духовные искания Сергия Булгакова, осознание «Русской Идеи» Н.А.Бердяева и многие другие российские авторы, писавшие о судьбах России, о величайшем значении Православия для всего мира, сегодня затушевываются перед русским человеком, его вниманию предлагаются чуждые православному сердцу учения. Единственным общественным институтом, напоминающим о самобытности православных народов исторической Руси, осталось Православное исповедание христианской веры. И очень печально, что, игнорируя своё богатейшее культурное духовное наследие, мы стараемся смотреть на себя через призму зачастую враждебного к нам западного мировоззрения.
Единственным решением этой духовной проблемы нашего общества является вдумчивое исследование своей культуры, возрождение в своей душе истинных вечных ценностей, которые веками передавались из поколения в поколение в Православии. В православном воспитании наших детей и молодёжи. В кропотливой работе над собой и совершенствовании в молитве и добродетели. Тогда и только тогда мы любому, вопрошающему нас о нашем уповании, дадим ясный и исчерпывающий ответ (1 Пет. 3. 15), не оставляющий в душе смятения, неуверенности или раздражения.