Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Бизнес, власть и труженик — строители нового АПК

Бизнес, власть и труженик — строители нового АПК

«Русагро» использует в Самарской области собственный успешный опыт

   Согласно достигнутым договоренностям между губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным и владельцем холдинга «Русагро» сенатором Вадимом Мошковичем в течение трех-четырех лет агрохолдинг планирует инвестировать около $1 млрд в ряд проектов, которые будут осуществлены на территории региона. Так, предполагается открытие восьми современных свинокомплексов, каждый мощностью более 100 тыс. голов. Генеральный директор «Группы компаний «Русагро» Максим Басов поделился своими соображениями о перспективных проектах холдинга по развитию агропромкомплекса Самарской губернии

   — Максим Дмитриевич, как бизнес «Русагро» пришел в Самарскую область?

   — Анализ показал, что есть всего два региона, в которых существует профицит масличного сырья и в то же время цены на масло достаточно высоки. Одним из таких регионов является как раз Поволжье,  в частности, Самарская область. И так получилось, что в этот момент нам предложили купить недостроенный завод в Безенчуке. Цена оказалась достаточно интересной, и было принято решение его купить. В начале прошлого года мы приобрели по сути даже не завод, а недвижимость и оборудование, достроили завод и запустили его в прошлом же году.

   — Каковы позиции  «Группы компаний «Русагро» на рынке российского агропрома?

   — Наша группа достаточно успешно работает на российском рынке, мы стали крупнейшей по стоимости публичной компанией в нашем секторе и продолжаем успешно развиваться. Возврат на капитал у нас составляет 20%, что по мировым стандартам является очень высоким показателем. И рост компании составляет 20-25% в год.

   Наш успех основан на нескольких принципах. Один принцип заключается в том, что мы работаем в России по методу географической концентрации. Мы стараемся брать одну территорию и развивать ее комплексно, когда на территории одной области работает сразу несколько бизнесов. Так, в Белгородской области мы развиваем сельхозбизнес, сахарный бизнес и мясной бизнес. Такой же набор производств у нас и в Тамбовской области. Так как в Самаре сахарным бизнесом заниматься смысла нет, то здесь могла бы работать схема «маслоэкстракционный завод, мясной бизнес и сельхозбизнес».

    — Часто звучит термин «кластер» применительно к экономике. Это что-то эффективное?

   — Чем кластерный подход эффективнее других подходов? Во-первых, тем, что снижаются логистические затраты. Во-вторых, увеличивается возврат на капитал за счет того, что два, а то и три бизнеса могут использовать общую инфраструктуру. Например, нам необязательно строить три элеватора, нам достаточно построить один элеватор и эффективно использовать его в интересах разных бизнесов.

   — И как выглядит в оценках аналитиков «Русагро» Самарская область с точки зрения кластерного развития?

  — Сейчас мы проводим анализ нескольких областей — Самарская область не единственный кандидат для этого. Мы анализируем варианты и с точки зрения экономической целесообразности, и с точки зрения возможности построить долгосрочные отношения с главой региона. Это очень важно, потому что такие кластеры развиваются как частно-государственное партнерство, в том смысле, что инфраструктуру для этих комплексов берет на себя область. Такая сложилась практика, и по-другому проекты не окупятся.

   Кроме того, мы ожидаем, что в октябре будут опубликованы новые правила государственной поддержки сельского хозяйства, и, судя по тому, что мы слышим и видим, больше полномочий будет отдаваться на областной уровень. То есть будут определены какие-то общие правила, на их основании будут распределяться субсидии регионам. А распределение внутри области во многом будет зависеть от губернатора.

   — Каковы плюсы и минусы нашей области для проектов «Русагро»?

   — У Самарской области есть ряд преимуществ и ряд недостатков. К недостаткам я бы отнес то, что земля в Самарской области не является объектом высокой ценности. Это связано с низким бонитетом (качеством обработки — Ред.) земли, с тем, как она обрабатывалась последние годы. Имеется в виду содержание полезных веществ, длительное использование монокультуры. И юридический статус, потому что юристы сейчас смотрят, сколько не вполне юридически чистых сделок происходило в прошлом. С другой стороны, у Самарской области есть ряд плюсов. Первый плюс в том, что мы здесь уже присутствуем, у нас здесь есть маслоэкстракционный завод. Второе, у нас есть поддержка губернатора. Мы видим желание губернатора создавать производство продуктов питания в Самарской области. К тому же губернатор разбирается в этих вопросах, я так понимаю, исходя из своего предыдущего опыта. И третье, у области есть сделанный в советское время задел по ирригации земель.

   — Приоритетные направления развития на Ваш взгляд?

— Наш анализ показывает, что идеальным для Самарской области было бы сочетание высокоэффективного орошаемого сельского хозяйства, маслоэкстракционного бизнеса и мясного бизнеса.

  По нашей глубокой уверенности, долгосрочным успешным инвестиционно привлекательным сельским хозяйством в области можно заниматься только в условиях орошения. И при условиях орошения наилучшим вариантом будет являться севооборот, состоящий из сои и кукурузы.

   — Какие районы, кроме Безенчука, уже вызвали интерес холдинга?

  — Также довольно интересным являются Приволжский и Сызранский районы. Мы заинтересованы в 150 тыс. га. И сейчас ведем оценку, изучаем, ведем переговоры с некоторыми крупными собственниками.

   — В какой стадии переговоры с руководством области?

   — Думаю, что мы будем готовы к предметному разговору с губернатором  уже в октябре.

   — А теперь, пожалуйста, о планах и перспективах?

  — Самарская область, несмотря на низкий бонитет и засушливость, обладает большими возможностями по повышению урожайности культур за счет использования более дорогих семян и более дорогих технологий, удобрений. Мы в этом году начали авансировать крестьян и будем продолжать это делать. Также в области огромные возможности по культивированию и обработке сои. Соя хоть и имеет более низкую урожайность и является более рискованной культурой в условиях Самары, но зато она гораздо полезнее с точки зрения севооборота.

   Если мы будем работать, будем иметь подсолнечный или соевый шрот, масло, кукурузу, то вполне можем построить и мясной проект — либо курицу, либо свинью. Стандартный проект по нашему опыту — это восемь свиных комплексов, убойное производство с производством полуфабрикатов и комбикормовый завод. И здесь мы могли бы производить эту продукцию на внутренний рынок, а также на рынки соседних областей. А может быть, по Каспию экспортировать курицу и в южные страны. Вот и сейчас мы делаем расчеты и смотрим.

   Для того чтобы делать эти проекты, нам потребуется стандартная поддержка в виде создания инфраструктуры, стандартная поддержка федерального центра и области по субсидированию процентной ставки, мы будем заинтересованы и в том, чтобы получить и целевые субсидии в рамках действующего механизма поддержки территориальных экономически значимых программ.

   — Каковы условия успеха?

   — Сейчас на уровне федерального центра идет конкуренция за эти деньги, но здесь я считаю, что если мы с губернатором выступим единым фронтом, то у нас большие шансы получить эти средства и пойти по пути сегодняшних лидеров — Белгородской области и Татарстана.

   — И вновь о кластерном подходе в агропроме. Что он даст для населения губернии?

    — Вокруг этих кластеров начинает расти производство. Например, в Тамбовской области мы начинаем строить большую бойню. Вокруг этого возникает мини-кластер, как в Европе. Будут перерабатывать кожу свиньи, кровь свиньи, будут выделять хрусталики глаза, и будет создаваться постепенно вот такой бизнес уже не крупными, а мелкими специализированными компаниями.

     И это означает сразу рост доходов населения, повышение сервисной экономики.

    Для области сейчас очень важно определить, какие есть возможности, и развить их. Самарская область в этом смысле имеет неплохие условия, потому что у нее тоже сильный бюджет. В Самарской области есть нефтянка, машиностроение, и область должна использовать эти преимущества, чтобы создать еще продукты питания. Потому что продукты будут есть всегда, кроме того, существуют экспортные возможности. И в этом плане то, что задумал губернатор, очень правильно.

   — Спасибо.

 

   «Мы видим желание губернатора создавать производство продуктов питания в Самарской области. К тому же Николай Иванович хорошо разбирается в этих вопросах, я так понимаю, исходя из своего предыдущего опыта»

 

   «В Самарской области есть нефтянка, машиностроение, и область должна использовать эти преимущества, чтобы создать еще и продовольственный кластер. Потому что продукты будут есть всегда, и то, что задумал губернатор,- очень правильно»

 

   150 тыс.га земли готово приобрести «Русагро» в Самарской области

 

   Кластер — (англ.) «пучок», «группа». В экономике это комплекс предприятий, которые работают в одной или близких отраслях. Выпускают продукцию, которая представляет собой набор компонентов для производства конечного готового изделия. Проще говоря, «корма — свинья — ветчина». Это уже простейший кластер. Создание и использование кластеров в современной экономике при грамотном подходе весьма выгодно. В России хороши кластеры, основанные на частно-государственном партнерстве: бизнес обеспечивает производство, государство — инфраструктуру.