Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Рузия: превратности судьбы

Рузия: превратности судьбы

   День для Рузии Давлетхалиевой выдался таким же напряженным, как и предыдущие. Прошло уже много времени, а она все никак не могла привыкнуть к новому месту жительства в Большой Глушице. Да и работа дояркой в колхозе была непривычна, ведь никогда прежде ей не доводилось самостоятельно добывать на кусок хлеба. Подобные вопросы в семье решал Василий — заботливый, любящий муж и отец ее пятерых детей. А теперь она осталась одна на борту судна под названием «жизнь». Вот сегодня встала в четыре утра, приготовила для ребят завтрак и побежала на утреннюю дойку. К тому времени тридцать питомиц уже заждались ее, проявляя явное нетерпение громким мычанием. Рузия проворными движениями помыла буренок, каждую щедро одарив лаской, называя, будто человека, по имени, и начала доить. Закончив дойку, поспешила домой, чтобы накормить детишек обедом и позаботиться об их опрятном виде. А вечером снова на работу, ведь коров доили по три раза. И вот уже солнце клонится к закату. Рузия, уложив ребят, смотрит на их  мирно посапывающие лица и размышляет о своей нелегкой женской судьбе…

   Родилась она в Западном Казахстане, а едва ей исполнилось два года, семья перебралась на постоянное место жительства в небольшую деревню Кузоватовского района, что в Ульяновской области. Деревня находилась в степи и насчитывала всего пять дворов. Здешние жители выживали исключительно за счет сельского хозяйства и, в частности, овцеводства. Жили они в крайней бедности. Отец устроился на Чапаевский оружейный завод, нашла работу и мать, а четверо детей, одной из которых была Рузия, присматривали друг за другом. Однажды отец заболел, а вскоре недуг приковал его к постели на долгие пятнадцать лет. И так как Рузия была единственной дочерью, именно на ее долю выпало ухаживать за ним. С того времени вся жизнь маленькой девочки полностью зависела от нужд и потребностей больного, поэтому, в отличие от своих братьев, она не имела возможности учиться в школе и на всю жизнь осталась безграмотной.

   Шли годы. Рузия повзрослела, превратившись в симпатичную молодую девушку, и родители решили выдать ее замуж за местного работящего парня — Василия. Так она приобрела новый статус, став мужу верной и преданной женой. Затем родились дети, наполнившие особой прелестью будни ее семейной жизни. Может, так бы все и продолжалось, если бы беда не постучалась к ним в дом. Тяжело заболел и умер муж. Трудно представить, через что пришлось пройти женщине. Еще больше ее пугало будущее: как она сможет в одиночку поднять детей? В то время мама и один из братьев Рузии проживали в Большой Глушице, здесь она и решила обосноваться. Устроилась на работу в колхоз имени Фурманова, которому посвятила десять лет своей жизни, трудясь сакманщицей, телятницей и дояркой. Почти столько же лет отдано колхозу «Россия».  Сегодня ей вспоминается, какие порой тяжелые условия труда были тогда у доярок. В зимний период и межсезонье на базах было мокро и ей приходилось  носить резиновые сапоги. Особо угнетало это обстоятельство зимой, когда к концу рабочего дня ноги будто становились деревянными. Но все же, несмотря ни на что, стремилась честно и добросовестно выполнять свою работу.

   И снова улыбнулась ей удача в личном плане. По соседству жил Александр, сразу приметивший и полюбивший Рузию. Долгое время она не отвечала на его чувства, боясь и считая, что не имеет права на счастье, ведь у нее подрастают дети, нуждающиеся в заботе. Но, оказавшись терпеливым мужчиной, он сумел завоевать ее сердце. От колхоза им выделили жилье, и супруги радовались тихому семейному счастью. Александр был, как говорят, «на все руки мастер». Работая в колхозе плотником, он все свободное время посвящал любимому делу, строил дома, выкладывал печи, был на хорошем счету у руководства и пользовался уважением среди окружающих его людей. А Рузия не могла нарадоваться. Больше всего импонировало то, что ее детей он принял и полюбил как собственных. 

   С тех пор прошло много времени, все изменилось вокруг, но лишь Рузия осталась такой же, как прежде. Не взирая на преклонный возраст, она бодра и оптимистична. И частенько, когда сидит на уютной кухне, пьет ароматный чай и смотрит в большое окно, выходящее во двор, где играют правнуки, с благодарностью вспоминает любимых мужчин, подаривших ей такое простое женское счастье.

Елена Мамонтова