Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Незримо рядом со мной

Незримо рядом со мной

Все дальше уходит время, когда на полях сражений гремели снаряды, и каждый день жизнь солдат висела на волоске, но нам не забыть того горя, что принесла война. Не обошла она стороной и дом моей бабушки, Анны Федоровны Щелкуновой, солдатской вдовы

Родилась она в 1900 году на пороге грандиозных перемен в зажиточной крестьянской семье и была старшей из шестерых детей. Жили дружно, много работали, а по вечерам собирались на веселые посиделки.

Так незаметно к Анне подкралась пора юности, когда приходят первые  нежные чувства, манящие в неизвестную даль, и она полюбила бедняка Сергея. У отца же, Федора Ефимовича, на нее были свои планы, в которых грезилась безбедная жизнь дочери рядом с Федором из богатой семьи. Тогда ослушаться родителей было необыкновенно смелым поступком, но Анна все же пошла отцу наперекор и ответила отказом посватавшемуся Федору.

Она предпочла богатству бедность, но никогда об этом не жалела и, выходя замуж за Сергея, была вполне счастлива. Она не знала, была ли это настоящая любовь, но они испытывали обоюдные чувства глубокого уважения и привязанности, а это в семейной жизни наиболее ценно. Сергей никогда не обижал ее и за все совместно прожитые годы не сказал ни одного грубого слова. У супругов родилось девять детей, двоих из которых не стало еще в детстве.

Когда пришла весть о начале войны, у Анны будто сердце остановилось в грозном предчувствии. В первые же дни ушли на фронт двое ее старших сыновей и зять, а в 1942 году забрали мужа. Простились они с Сергеем, как оказалось, навсегда.

С того времени потянулись тяжелые будни в постоянном ожидании вестей от родных. Не всем суждено было вернуться живыми. В село стали приходить похоронки. Но от всеобщего горя и боли люди стали сплоченнее и в очередной раз, когда в чей-то дом стучалась беда, помогали друг другу, делились последним, что было. Не миновала беда и Анну. В сорок втором под Сталинградом погиб старший Иван, а в сорок четвертом под Одессой не стало Сергея.

«Когда принесли похоронку, — вспоминала она позже, — для меня будто наступила ночь. Я упала без сознания, тут же прибежали соседки и привели меня в чувство. Лишь на следующий день ко мне пришло осознание моего горя». Теперь ей предстояло одной воспитывать детей. К счастью, Анна владела навыками шитья, и это выручало.      А еще она хорошо готовила, и более всего ей удавалась выпечка, это умение помогало женщине прокормить семью. Она устроилась на работу поваром в филиал Чапаевского химического завода, что находился в пяти километрах от Большой Дергуновки.

Так и жили. Постепенно подросли дети, женились старшие сыновья, вышла замуж дочь (моя мама). Младший сын, единственный из всех детей, получил высшее образование и работал в городе Чапаевске на химическом заводе заместителем директора. 

Однажды приехал Федор, тот богатый парень, который когда-то сватался к Анне. Он пронес свои чувства к ней через всю жизнь и, потеряв супругу, решил еще раз попытать счастье. В связи с его приездом в доме собралось застолье, и Федор попросил руки Анны у  старшего сына Василия. Но ответ Анны поразил собравшихся: «Когда-то я уже дала тебе ответ, и сейчас он не изменится. Я останусь верна своему Сергею и память о нем унесу с собой».

Вот такой была моя бабушка. В 1979 году ее не стало, но мне кажется, что она всегда незримо присутствует рядом со мной.

Татьяна Морозова, председатель Большеглушицкого совета ветеранов войны и труда