Без права на ошибку
Эта история началась более двадцати лет назад в Большой Глушице. Тогда никто не мог предположить, какими трудностями обернется для людей жизнь в колхозных домах…
О существовании колхоза имени Фурманова теперь могут рассказать только старшее поколение жителей и документальные источники. В прежние времена жизнь в нем била ключом. По заказу колхоза в восьмидесятых годах возводились дома, которые руководитель В.И.Некипелов отдавал хорошо зарекомендовавшим себя работникам, улучшая их жилищные условия. Но предоставлялось жилье без каких-либо документов. Люди заселялись на основании акта решения райисполкома и фактически не являлись собственниками. К тому же дома представляли собой своеобразную «коробку», где отсутствовали необходимые коммуникации, их впоследствии проводили сами жители.
В 1999 году произошла реорганизация колхоза, а спустя какое-то время вновь поменялась организационно-правовая форма, и все дома перешли к СПК «Михайловское» по правопреемственности. Постепенно хозяйство утратило первоначальный смысл, стало нерентабельным, и его сегодняшнее руководство обратилось в суд с намерением снять с регистрации семью, проживающую в одном из этих домов.
Процесс длился в течение двух месяцев. На судебном заседании истец, СПК «Михайловское», указал ответчику Евгению Б. на имеющуюся задолженность по квартплате, считая, что с жителями колхозных домов сложились отношения по найму, и тем, что они ее не вносят, причиняют хозяйству имущественный ущерб. К тому же истец апеллировал тем, что трудовые отношения с 1992 года с мужчиной были прекращены.
По словам Евгения, главы семейства, сначала они проживали в маленькой квартире. Затем ему, как хорошему работнику, в 1987 году руководство колхоза предоставило дом. Он, как и другие, оказавшиеся в подобной ситуации, до определенного периода исправно оплачивал квартплату. Когда не стало руководителя хозяйства, и эту должность занял другой человек, они прекратили всяческие выплаты. В настоящее время вместе с супругами в доме также проживают их дети и внуки и в случае неблагоприятного для них исхода дела им было бы негде жить.
Вызывает интерес и то, что по документам жилой фонд состоит на балансе СПК «Михайловское», что вменяет в обязанность сельхозпредприятию проводить работы по ремонту жилья. Но, как утверждают жители, он никогда не проводился. Им приходилось все делать самостоятельно, порой затрачивая на дома, не находящиеся в собственности, крупные денежные суммы.
Внести в ситуацию некоторую ясность удалось свидетелям, имеющим схожие истории. Вот, к примеру, одна из них.
— Эти дома строились подрядчиком по заказу колхоза и были введены в эксплуатацию в 1987-1988 годах, — пояснила суду Татьяна Б.- В момент вселения в них не было водопровода, отсутствовал газ. Мой муж, являясь тогда молодым специалистом, написал заявление и нам с ребенком предоставили дом. Квартплату вносили до определенного момента, а потом прекратили, так как жилье содержим сами и не видим причины за что платить.
— Вы проживаете в одном из колхозных домов, а оформлено ли у вас право собственности? — прозвучал вопрос от прокурора.
— С нами не заключались никакие договора и до сих пор не предоставляют на жилье право собственности. Хотя попытки его приватизации предпринимались неоднократно.
Но в этом деле все же удалось поставить точку. По решению суда СПК «Михайловское» было отказано в удовлетворении иска о признании права собственности на жилой дом, снятии семьи Евгения Б. с регистрационного учета и выселении ее без предоставления другого жилья на основании положения статьи 35 Жилищного кодекса РФ и статьи 131 Гражданского кодекса РФ. Теперь жителям этих домов нет причины опасаться, что в один прекрасный момент они могут потерять все, что было ими нажито.
Елена Мамонтова